Попков Виктор (1932-1974)
Поленница в Кижме
1967
Размер - 29,6 x 42
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-11374
Приобретено у К.И. Калинычевой, вдовы художника. 1988
Рисунок Виктора Попкова исполнен в деревне Кимжа Мезенского района Архангельской области. Художник запечатлел характерный для северных деревень пейзаж с поленницей дров, напоминающей о неминуемо надвигающейся суровой северной зиме. Вдали вырисовывается хоровод деревенских домов на берегу реки и стройный силуэт чудом уцелевшей старинной деревянной Одигитриевской церкви, которая украшает многие графические и живописные произведения мастера.
Кимжа – одна из красивейших деревень Русского Севера, которая и по сей день сохранила свой неповторимый колорит. Во второй половине 1960-х годов Попков регулярно совершал творческие поездки в полюбившееся ему старинное село, заезжая и в другие деревни. Неисчерпаемым источником впечатлений и переживаний стала для него северная природа, а также быт и жизнь сельчан. Помимо графических пейзажей и эскизов будущих картин, здесь были исполнены психологически точные карандашные портреты пожилых деревенских одиноких женщин военного поколения, проживших жизнь, полную лишений. По воспоминаниям друзей художника, во время творческой поездки на Мезень летом 1966 года у Попкова родился и получил дальнейшее блестящее развитие замысел создания живописного цикла о судьбе мезенских вдов. Вернувшись в Москву, он в этом же году по результатам обширного собранного графического материала создал свой первый шедевр – полотно «Воспоминания. Вдовы». Затем были написаны картины «Одна» (1966), «Северная песня» (1968), «Старость» (1969). Позже мастер неоднократно возвращался к этой волнующей его до конца жизни теме.
Виктор Попков был большим мастером неожиданных острых композиций. Особое пристрастие художника к отражению своеобразия северных деревень заставляло его выделять только самое характерное. Так, в карандашном рисунке «Поленница в Кимже» остроту композиции придает монументальное изображение на переднем плане четко выстроенной ажурной кладки заготовленных на зиму дров. В стремлении отразить красоту и своеобразие открывшегося ему вида художник добился удивительной соразмерности всех элементов окружающего пейзажа, создав запоминающийся образ отдаленного северного поселения.