Виктор Попков был одним из ведущих художников своего поколения и входил в круг основоположников «сурового стиля». Несмотря на его огромную популярность как при жизни, так и в особенности после трагического раннего ухода, наследие художника продолжает открываться для широкого зрителя. Представленное полотно относится к таким малоизвестным картинам зрелого периода творчества живописца.
В конце 1960-х среди волновавших Попкова тем на первый план выдвинулась частная сторона жизни. Особый интерес он проявлял к обычным людям в их повседневности. Такое пристальное внимание к незначительным, на первый взгляд, фрагментам жизни «маленького человека» художник реализовал в русле традиций классической русской литературы XIX века.
Как и многие произведения Попкова, картина «В октябре» автобиографична. Современники и друзья угадывали в чертах моделей образ автора и портрет одной из художниц его круга. На картине изображена встреча молодой пары в осеннем парке. Может быть, это художник и его модель. Подобно кадрам из кинофильма, Попков разворачивает перед зрителем несколько эпизодов этой встречи: на дальнем плане светловолосая девушка в демисезонном пальто замерла в причудливой позе, плавно подняв руки вверх. Ее зарисовывает в блокнот художник. Эти же герои изображены на переднем плане, крупнее. Узкий горизонтальный формат, выбранный Попковым, композиционное расположение героев в разных частях полотна, их позы и общий темный колорит произведения призваны передать остроту драматического напряжения, которое переживают эти мужчина и женщина.
Произведение поступило в Государственную Третьяковскую галерею в 2019 году, войдя в одно из наиболее полных монографических собраний Попкова в музеях России.