Основополагающий принцип работ Лентулова 1913–1915 годов, сформулированный самим художником, – «цветодинамика». Во время занятий живописью в Париже он искренне пытался работать в рамках классического кубизма, но неискоренимая лентуловская любовь к яркому свету и цвету, его «прекрасный красочный дар» (А. Бенуа) победили. Художник вспоминал: «Само собой разумеется, я не мог отказать себе работать в плане кубизации видимого, но это отнюдь не походило на французское, наоборот, французы даже высмеивали меня, называя “кубистом a ля рюсс”. Но Фоконье сказал мне: “Ничего, не смущайтесь, это лучше, чем многое, что делают французы”. Его слова приободрили меня на дальнейшую работу».
В картине «Натюрморт с синим кувшином» замечательно использован эффект столкновения чистых, «звучащих» красок, разных оттенков розового, зеленого, синего, красного, причем и предметы, изображенные на холсте, и фон, образованный цветными, почти геометрическими плоскостями, практически бесплотны. Лентулов ищет гармонизацию в наивысшем напряжении отдельных тонов, колорит его декоративен. В центре почти квадратной композиции концентрируются наиболее насыщенные цвета, скорее обозначающие, а не изображающие кувшин и окружающие его фрукты, а от них к краям полотна расходятся менее яркие разноцветные плоскости. «Синий кувшин» представляется последним шагом по направлению к беспредметности, уже осуществившейся к 1913 году в живописи Кандинского, но Лентулов не сделает этого шага.
Примечательно, что именно «Синий кувшин» был приобретен в Третьяковскую галерею только в 1968 году, после большого перерыва. Со второй половины 1930-х до конца 1950-х годов ранние работы Лентулова, считавшиеся в то время чересчур формалистическими, оказались под негласным запретом, но с началом оттепели у дочери художника, Марианны Аристарховны, самоотверженно сохранявшей наследие отца, постепенно, чтобы не вызывать возражения Закупочной комиссии Министерства культуры, галерея стала приобретать картины, призванные показать все этапы творческого пути Лентулова.