В 1887 году В.И. Суриков закончил одну из своих самых знаменитых картин –
«Боярыня Морозова». Среди многочисленных подготовительных этюдов к ней тонкой красотой и проникновенностью выделяется работа «Боярышня со скрещенными на груди руками». В образе девушки – особая сердечность, душевная красота. Работая над картиной, художник применяет колористические приемы венецианских мастеров эпохи Возрождения, с которыми познакомился во время поездки в Европу. Палитра этюда строится на тончайших переливах серебристо-коричневой гаммы. Темно-коричневый колорит, усиленный красно-бордовыми вкраплениями в шубке девушки, наполняет образ глубоким, строгим и торжественным звучанием, а меховая оторочка головного убора оттеняет нежность лица. Подчеркивая красоту, богатство и нарядность русского костюма, художник создает эффект золотого шитья в узорочье рукавов, блеск парчовой ткани, сверкание и переливы разноцветных камней на головном уборе. Платок, накинутый на голову и плечи девушки, написан в холодной гамме, подчеркивая теплую карнацию лица и рук. Под кистью Василия Сурикова возникает не просто этюд, но настоящий законченный портрет. Тем не менее, стремясь к выразительности отдельного образа, художник подчиняет его общему смысловому и композиционному решению картины. Работая над конкретным этюдом, он связывает его тонально и колористически с остальными персонажами и деталями произведения. В окончательном варианте Суриков изменил выражение лица боярышни, оно приобрело больший трагизм, тем самым повышая эмоциональное напряжение сцены. Этот этюд – драгоценная часть наследия художника, пример глубокого лиризма в творчестве мастера.