Одно из главных произведений в творчестве выдающегося русского художника Василия Ивановича Сурикова – картина
«Боярыня Морозова», написанная в 1887 году. Еще в детские годы трагическая судьба боярыни произвела на художника сильное впечатление. В дальнейшем, решив обратиться в своем творчестве к непростым моментам в истории родной страны, Суриков почувствовал необходимость вернуться к этому сюжету. Монументальный замысел картины требовал большой подготовительной работы. Первый эскиз маслом был выполнен Суриковым в 1881 году. Поиск композиции, выбор натуры, искания, связанные с колоритом картины, продолжались несколько лет. За это время были созданы десятки эскизов и сотни этюдов. В картине «Боярыня Морозова» нет ни одного персонажа, который не был бы проработан художником в натурных этюдах. В произведении более пятидесяти фигур, и каждая из них, полная жизненной правды, – итог внимательных наблюдений. Особенно сильными и эмоционально выразительными получились у художника женские образы. В этюде «Боярышня в синей шубке» показана склонившая голову девушка, провожающая боярыню Морозову и сострадающая ее судьбе. Образ боярышни исполнен глубокой сердечности, милосердия и нравственного благородства. Скрещенные руки и опущенные глаза передают печаль и скорбь. На девушке старинная русская одежда, к которой художник испытывал большую любовь и интерес. Его брат А.И. Суриков рассказывал, как Василий Иванович, приезжая к родным, всегда просил мать достать из сундука одежду, надеть ее канифасное платье, накинуть платок, причем непременно так, как в старину.
В ярком желтом платке девушки отражаются многочисленные цветные рефлексы, шубка написана густым сложным синим цветом, а рукава платья со звучным цветным орнаментом дополняют исторический образ и отсылают в глубину веков, к нарядам XVII столетия. Во время работы над картиной Суриков совершил поездку в Европу. Он познакомился с достижениями французских художников в области пленэра, изучил работы венецианских колористов эпохи Возрождения, много работал акварелью на открытом воздухе, что усилило его интерес к передаче световоздушной среды. В этюдах, написанных быстро и в полную силу, художник смело применяет новые знания, усиливает роль колорита, соединяя все цвета в волнующую гамму богатой и благородной тональности. Фигура склонившейся девушки практически сразу находит свое место в общей композиции картины, вплетаясь в канву единого рассказа, дополняя его своей самобытностью, трогательностью и красотой.