Никифор Губин
1972
Размер - 35,5 x 47,5
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-7711
Приобретено у К. Калинычевой, вдовы художника, с персональной выставки (М.,1982). 1985
Виктор Попков изобразил жителя деревни Зехнова Никифора Александровича Губина на фоне старинной часовни Иоанна Богослова, стоящей на вершине холма. Внизу на заднем плане у водной глади озера среди деревьев виднеется характерная для северных поселений высокая крутая крыша избы. Остроту композиции придают две вертикальные доминанты − профильное изображение сидящего пожилого мужчины, пристально вглядывающегося в даль, и как бы парящий над ним светлый силуэт храма.
Деревня Зехнова раскинулась на берегу мелководного залива – Озерка, соединенного с Кенозеро узкой протокой. Здесь художник плодотворно работал, исполнив множество карандашных рисунков, акварелей, гуашей, некоторые из них послужили подготовительным материалом для создания живописных произведений. Так, по результатам поездки в Кенозерье была создана картина «Северная часовня» (1972) − удивительный образ, по-новому раскрывающий духовные искания современников художника.
В акварельном портрете Никифора Губина Виктор Попков фиксирует лишь самые характерные черты пейзажа и героя портрета, обобщая всё прочее до крупных плоскостей. Он стремится к четкости форм и использует приглушенные цветовые созвучия, передающие краски короткого северного лета. Выразительный образ крестьянина на фоне храма отразил светлое мироощущение художника, влюбленного в Кенозерье с его уникальными памятниками старины и простыми мужественными людьми − коренными жителями этого отдаленного поселения Русского Севера.