Портрет П.П. Кончаловского
1903
Размер - 48 x 29,5 x 30,5
Материал - дерево тонированное
Инвентарный номер - СК-173
Поступило от ДХВП, приобретено у Т.М. Кончаловской. 1961
Сергей Тимофеевич Конёнков – выдающийся русский скульптор, живописец, теоретик искусства, педагог. Конёнкова по праву можно назвать одним из столпов московской скульптурной школы ХХ века. Он больше других русских мастеров сделал для утверждения самоценности пластической формы, проявив особое внимание к скульптурному материалу, особенно к мрамору и дереву. Его произведения получили мировую известность. Скульптор вдохновлялся образами славянской мифологии и Древней Греции. После революции он принимал активное участие в осуществлении Плана монументальной пропаганды. Работал в станковой, монументально-декоративной, мемориальной скульптуре, создал много портретов, выступал в печати с многочисленными статьями по изобразительному искусству. За свой долгий творческий путь Конёнков исполнил более 800 скульптурных произведений.
Портрет известного издателя, литератора Петра Петровича Кончаловского (1839-1904), отца своего друга живописца Кончаловского, Конёнков исполнил незадолго до его смерти. Скульптор был дружен с семьей Кончаловских и часто бывал в их доме, где часто собирались такие художники как М. Врубель, И. Репин, В. Суриков, братья Васнецовы, которых Петр Кончаловский привлекал к иллюстрированию книг.
В 1903 году Конёнков вылепил портрет П. Кончаловского с натуры, а потом вырезал его в дереве. Скульптор сознательно оставил часть массива дерева нетронутым, создав тем самым эффект незавершенности. Благодаря этому приему лицо становится яркой доминантой произведения. Поворот головы, ритм мягких теней оживляют поверхность тонированного в теплой гамме дерева.
Н.П. Кончаловская, крестница Конёнкова, в воспоминаниях «Живой Коненков» с восторгом писала про портрет своего деда: «Это великолепное изображение старинного интеллигента - “шестидесятника”, разорившегося помещика, еще до отмены крепостного права отпустившего на волю своих крестьян.… В этом портрете выражены и весь ум его, и достоинство, все его благородство, и артистичность романтической натуры, и все восхищение и преклонение перед ним самого Конёнкова».