Коненков Сергей (1874-1971)
Старичок-полевичок
1910
Размер - 159 x 50,6 x 55,9
Материал - дерево
Инвентарный номер - Инв.4046
Приобретено Советом Третьяковской Галереи. 1911
В конце 1900-х годов в творчестве Сергея Тимофеевича Коненкова появляются поэтичные произведения, навеянные образами из русских сказок, былин. Этот цикл работ скульптор назвал «лесной серией». Обращение Коненкова к мифотворчеству было для него естественным творческим импульсом: он вырос в среде близкой природе, его окружали ельнинские лесные массивы Смоленской губернии, с детства он слышал эпосы, передававшиеся из поколения в поколение. Эти воспоминания заложили основу будущих образов, которые ярко выразились, когда скульптор начал создавать свою фантастическую серию и по-своему интерпретировать облик древних богов, «вековечных обитателей лесных дебрей. Для их воплощения скульптор использовал свой любимый материал – дерево, как никто он чувствовал и знал его богатейшие пластические возможности. Выбирал мастер только поваленные деревья, пни, и никогда для своих работ не разрешал губить живое.
В своих воспоминаниях Коненков отмечал, что «для этого нового мира возвращающихся представлений древней славянской мифологии, для этих вековечных обитателей лесных дебрей»: «я лицезрел то, что веками жило в сказках и поверьях. Я ощущал в себе способность видеть невидимое. Спала пелена с глаз, и обнаружило себя внутреннее зрение. Яснее, чем видишь солнечным днем близстоящие предметы, я увидел фантастических героев народных сказок и поверий. В короткое время я вырезал в дереве «Старенького старичка», «Великосила», «Стрибога», «Старичка-полевичка».
Впервые произведения «лесной серии», которые Коненков с любовью называл «мои народно-сказочные герои» экспонировались на выставке Союза русских художников в 1910 году (открывшейся в залах Исторического музея в Москве), получив восторженную оценку в прессе.
Коненков изобразил духа нивы, хранителя поля – Полевика в образе добродушного старика и с нежностью назвал скульптуру – «Старичок-полевичок». Скульптор, желая в облике своего героя подчеркнуть доброту и заботу, представил его с преувеличенно большими руками. Старичок, опираясь на посох, улыбаясь, слегка прищурив глаза, приостановился и словно внимательно осматривает свои владения. Однако облик, в котором Коненков изобразил Полевика, больше похож на крестьянина-странника. Он одет в длинную рубаху, подпоясанную плетеной веревкой, на голове простая шапка похожая на чешуйки шишки, на ногах лапти, а в старенькой котомке – две свирели, главные атрибуты странников и пастухов.
Художник, профессор МУЖВЗ С.В. Малютин писал Коненкову: «Я очарован «Старичком-полевичком». Я буду ждать: он сыграет на своих свирелях ту песню, которая застыла на его устах, он расскажет ту сказку, которая раскроет нам настоящий мир человека. Да, вот какую душу я хотел бы иметь и какую вы вложили в чурку, познавши бога. Как благочестиво сложены его мозолистые руки. Старичок любит нас всех, он благословляет нас на правдивое, честное».
Советом Третьяковской галереи было решено приобрести «Старичка-полевичка» с выставки, снизив цену. Когда скульптору сообщили об этом предложении, он ответил: «Какая честь для русского художника! Согласен». «Старичок-полевичок» стал первым произведением С.Т. Коненкова приобретенным в собрание музея.