Коненков Сергей (1874-1971)
Старичок-полевичок
1910
Размер - 159 x 50,6 x 55,9
Материал - дерево
Инвентарный номер - Инв.4046
Приобретено Советом Третьяковской Галереи. 1911
В конце 1900-х годов в творчестве Сергея Тимофеевича Конёнкова появились поэтичные произведения, навеянные образами из русских сказок и преданий. Этот цикл работ скульптор назвал «лесной серией». Обращение Конёнкова к фольклору было естественным творческим импульсом: он вырос в среде, близкой к природе, его окружали ельнинские лесные массивы Смоленской губернии, с детства он слышал сказания, передававшиеся из поколения в поколение. Эти воспоминания заложили основу будущих образов, когда скульптор начал создавать свою фантастическую серию и по-своему интерпретировать облик древних божеств. Для их воплощения Конёнков использовал свой любимый материал – дерево: как никто другой он чувствовал и знал его богатейшие пластические возможности. Выбирал мастер только поваленные деревья и пни, никогда не разрешал губить живое.
В своих воспоминаниях Конёнков отмечал, что «материалом для этого нового мира возвращающихся представлений древней славянской мифологии, для этих вековечных обитателей лесных дебрей не мог служить ни мрамор, ни даже вообще камень». Он так писал об этой серии: «Я лицезрел то, что веками жило в сказке и поверьях. Я ощущал в себе способность видеть невидимое. Спала пелена с глаз, и обнаружило себя внутреннее зрение. Яснее, чем видишь солнечным днем близстоящие предметы, я увидел фантастических героев народных сказок и поверий. В короткое время я вырезал в дереве “Старенького старичка”, “Великосила”, “Стрибога”, “Старичка-полевичка”».
Впервые произведения «лесной серии», которые Конёнков с любовью называл «мои народно-сказочные герои», экспонировались на выставке Союза русских художников в 1910 году, открывшейся в залах Исторического музея в Москве, получив восторженную оценку в прессе.
Конёнков изобразил духа нивы Полевика в образе добродушного старика и с нежностью назвал скульптуру «Старичок-полевичок». Скульптор, желая в облике своего героя подчеркнуть доброту и заботу, представил его с преувеличенно большими руками. Старичок, опираясь на посох, улыбаясь, слегка прищурив глаза, приостановился и словно внимательно осматривает свои владения. Облик, в котором Конёнков изобразил Полевика, больше похож на крестьянина-странника. Он одет в длинную рубаху, подпоясанную плетеной веревкой, на голове простая шапка, на ногах лапти, а в старенькой котомке – две свирели, атрибуты пастуха.
Художник, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) С.В. Малютин писал Конёнкову: «Я очарован “Старичком-полевичком”. Я буду ждать: он сыграет на своих свирелях ту песню, которая застыла на его устах, он расскажет ту сказку, которая раскроет нам настоящий мир человека. Да, вот какую душу я хотел бы иметь и какую вы вложили в чурку, познавши бога. Как благочестиво сложены его мозолистые руки. Старичок любит нас всех, он благословляет нас на правдивое, честное».
Советом Третьяковской галереи было решено приобрести «Старичка-полевичка» с выставки, снизив цену. Когда скульптору сообщили об этом предложении, он ответил: «Какая честь для русского художника! Согласен». «Старичок-полевичок» стал первым произведением С.Т. Конёнкова, приобретенным в собрание музея.