Сергей Тимофеевич Конёнков – выдающийся русский скульптор, живописец, теоретик искусства, педагог. Конёнкова по праву можно назвать одним из столпов московской скульптурной школы ХХ века. Он много сделал для утверждения самоценности пластической формы, проявив особое внимание к скульптурному материалу, особенно к мрамору и дереву. Его произведения получили мировую известность. За свой долгий творческий путь Конёнков исполнил более 800 скульптурных произведений, среди которых особое место занимают портреты современников.
Портрет сказительницы Марии Дмитриевны Кривополеновой (1843-1924) Конёнков исполнил во время ее приезда в Москву. В своих воспоминаниях скульптор отмечал: «Неграмотная Кривополенова знала наизусть тысячи строк былин о русских богатырях, народные сказы и сказки. Она тогда заворожила и покорила всю Москву». Фольклористка О.Э. Озаровская познакомилась со сказительницей во время своей поездки по Архангельской губернии и вывезла ее на гастроли, организованные Северным кружком любителей изящных искусств. С огромным успехом Кривополенова выступила в Политехническом музее. В 1915-1916 годах она дала более 60-ти концертов по России, приобретя широкую известность у публики. Коненков также был восхищен и потрясен умением сказительницы завораживающе рассказывать былины, он назвал ее «лесной старушкой». Скульптору был близок мифологический эпос, он и сам создал серию произведений, навеянную образами из русских сказок, былин. Этот цикл работ скульптор назвал «лесной серией». И когда Озаровская привела в мастерскую скульптора Кривополенову, Коненков с воодушевлением принялся за лепку, создав два ее портрета: «Сказительница» (ГТГ) и «Вещая старушка» (частное собрание). Скульптор передал в ее облике мудрость и независимый характер. В дальнейшем мастер вырубил «Портрет М.Д. Кривополеновой» в дереве, оставив нетронутым часть чурбана. Благодаря особому скульптурному приему – незавершенной обработке материала – облик лесной старушки словно проявляется в стволе дерева, а морщинистое лицо с прищуренным взглядом, в котором передан блеск и живость глаз, становится яркой доминантой произведения.
В коллекцию Третьяковской галереи поступил портрет сказительницы М.Д. Кривополеновой, приобретенный М.Д.Карповой (урожденная Морозова) в 1916 году у автора. В период революции имущество Карповых было национализировано и передано в созданный в 1919 году 5-й Пролетарский музей (Музей Рогожско-Симоновского района), ставший на некоторое время филиалом Третьяковской галереи.