Коненков Сергей (1874-1971)
Ниночка
1951
Размер - 62 x 44 x 29
Материал - дерево тонированное
Инвентарный номер - СКС-3185
Приобретено у М.Н. Пешковой. 2006
Произведение относится к позднему периоду творчества Конёнкова. В 1945 году он вернулся в СССР после 22 лет эмиграции, продолжил активно работать, и в 1954 году состоялась его первая после возвращения персональная выставка. В 1940–1950-е годы он уделял много внимания жанру портрета. Среди выполненных в эти годы произведений – портреты современников и исторические персонажи.
В 1928–1929 годах во время путешествия по Италии Конёнков встречался с А.М. Горьким. Тогда он дал писателю обещание создать портреты трех поколений семьи – жены его сына Н.А. Пешковой, а также внучки и правнучки писателя – Марфы и Нины. На протяжении 1949–1953 годов Конёнков выполнил эти портреты в нескольких вариантах в дереве и мраморе.
Ниночка изображена с букетом цветов, который она крепко держит двумя руками, прическу украшает большой бант. Серьезный, прямой и открытый взгляд девочки передает ожидание какого-то важного и торжественного события. Скульптор вводит в изображение легкие цветные тонировки, придающие произведению декоративность. Румянец, играющий на щеках, голубые и зеленые тона в букете, теплый колорит платья – эти цветовые элементы усиливают жизнерадостные интонации в образе девочки.
Произведение выполнено в дереве, излюбленном материале скульптора. Именно Конёнков в начале ХХ века вернул дереву статус полноценного скульптурного материала, который стал широко использоваться наряду с мрамором и бронзой. В собрании галереи хранится еще один портрет с тем же названием – «Ниночка», выполненный в мраморе годом ранее.
Нина Сергеевна Гегечкори (Берия) (род. 1947) – правнучка А.М. Горького, старшая дочь Марфы Максимовны Пешковой и Сергея Лаврентьевича Берии. Окончила Строгановское училище, вышла замуж за гражданина Финляндии, обучавшегося в аспирантуре МГУ, и эмигрировала. В Хельсинки окончила Финляндскую академию художеств.