Сергей Тимофеевич Конёнков – выдающийся русский скульптор, проявил себя как талантливый теоретик искусства, график, педагог. Конёнкова по праву можно назвать одним из столпов московской скульптурной школы ХХ века. Он много сделал для утверждения самоценности пластической формы, проявив особое внимание к скульптурному материалу, более всего к мрамору и дереву. Его произведения получили мировую известность. Работал в станковой, монументально-декоративной, мемориальной скульптуре, создал много портретов, выступал в печати с многочисленными статьями по изобразительному искусству. За свой долгий творческий путь Конёнков исполнил более 800 скульптурных произведений.
Автопортрет в творчестве Сергея Коненкова занимает особое место. Впервые художник изобразил себя в студенческие годы в 1897. Это был
рисунок небольшого размера, выполненный графитным карандашом и белилами.
Обращение к «себе», погружение в свой внутренний мир вновь произошло в 1912 году во время путешествия по Греции, в котором его сопровождали друзья: известный скрипач А.Ф. Микули (1882–1938), журналист И.Ф. Рахманов, художник В.И. Денисов. Скульптор был ошеломлен увиденными памятниками античности и, следуя свежим впечатлениям, начал «на земле Древней Эллады работать в духе того, что его окружало». Художественный критик Сергей Глаголь вспоминал: «Целыми днями рубит Коненков свой мрамор, то раскрашивая его, то украшая друзами красивого кварца и разных самоцветных камней, а в окно доносится теплый ветерок с моря… и тут же рядом Микули наигрывает очаровательные мелодии…». Вероятно, под звуки скрипки Коненков вырубил и свой автопортрет. Он словно искал в собственном лице идеальную модель, изучая самого себя. Коненков представил свой облик в блоке мрамора, сознательно оставив часть переливающихся кварцев не тронутыми, сотворив тем самым эффект незавершенного портрета. Скульптор изобразил себя словно незрячим с открытыми и невидящими глазами, отрешенным от суетности зримого мира и погруженным в мир искусства и музыкальной гармонии. Он стремился показать свое впечатление, какое вызывает музыка в его душе. Неоднократно Коненков повторял, что он «никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку. Я не мог жить без музыки, и музыка находила меня».
В последующие годы Коненков исполнил еще несколько автопортретов в мраморе, дереве, графической технике и в каждом из них он по-новому стремился передать свое душевное состояние, вкладывая разный посыл восприятия облика. За автопортрет, выполненный в 1954 году (мрамор, ГТГ) скульптор был удостоен звания лауреата Ленинской премии.
В коллекцию Третьяковской галереи поступил
Автопортрет С.Т. Коненкова (мрамор, 1912), приобретенный М.Д. Карповой (урожденная Морозова) у автора с выставки «Союза русских художников» в 1913. В период революции имущество Карповых было национализировано и портрет передан в 1918 году 1-й Пролетарский музей (г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д.24), а в 1923 – в Третьяковскую галерею.