Сергей Тимофеевич Конёнков – выдающийся русский скульптор, теоретик искусства, график, педагог. Конёнкова по праву можно назвать одним из столпов московской скульптурной школы ХХ века. Он много сделал для утверждения самоценности пластической формы, проявив особое внимание к скульптурному материалу, более всего к мрамору и дереву. Его произведения получили мировую известность. Работал в станковой, монументально-декоративной, мемориальной скульптуре, создал много портретов, выступал в печати со статьями по изобразительному искусству. За свой долгий творческий путь Конёнков исполнил более 800 скульптурных произведений.
Автопортрет в творчестве Сергея Конёнкова занимает особое место. Впервые художник изобразил себя в студенческие годы. Это был рисунок небольшого размера, выполненный графитным карандашом и белилами (1897, ГТГ).
Обращение к себе самому, погружение в собственный внутренний мир вновь произошло в 1912 году во время путешествия по Греции, в котором его сопровождали друзья: известный скрипач А.Ф. Микули, журналист И.Ф. Рахманов, художник В.И. Денисов. Конёнков был ошеломлен увиденными памятниками Античности и, следуя свежим впечатлениям, начал «на земле Древней Эллады работать в духе того, что его окружало». Художественный критик Сергей Глаголь вспоминал: «Целыми днями рубит Конёнков свой мрамор, то раскрашивая его, то украшая друзами красивого кварца и разных самоцветных камней, а в окно доносится теплый ветерок с моря <…> и тут же рядом Микули наигрывает очаровательные мелодии…» Вероятно, под звуки скрипки Конёнков вырубил и автопортрет. Он словно искал в собственном лице идеальную модель, изучая самого себя. Мастер представил свой облик в блоке мрамора, сознательно оставив часть его нетронутым и создав тем самым эффект незавершенности портрета. Скульптор изобразил себя словно незрячим, с открытыми невидящими глазами, отрешенным от суетности зримого мира и погруженным в мир искусства и музыкальной гармонии. Он стремился показать то ощущение, какое вызывает музыка в его душе. Конёнков неоднократно повторял, что «никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку. Я не мог жить без музыки, и музыка находила меня».
В последующие годы Конёнков исполнил еще несколько автопортретов в мраморе, дереве, графической технике и в каждом из них по-новому передавал свое душевное состояние. За автопортрет, выполненный в 1954 году (мрамор, ГТГ), скульптор был удостоен звания лауреата Ленинской премии.
В коллекцию Третьяковской галереи поступил
Автопортрет С.Т. Коненкова (мрамор, 1912), приобретенный М.Д. Карповой (урожденной Морозовой) у автора с выставки «Союза русских художников» в 1913 году. В период революции имущество Карповых было национализировано и портрет передан в 1918 году в 1-й Пролетарский музей (Москва, Большая Дмитровка, 24), а в 1923-м – в Третьяковскую галерею.