Время после революции 1917 года было очень сложным для Аполлинария Васнецова. Разрушение привычного уклада жизни, потеря профессуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, переосмысление жизненных ценностей и взглядов привели к изменениям и в творческом процессе. Художник в своих пейзажах всё больше обращался к малому формату и камерным сюжетам.
На протяжении 1920-х годов мастер работал во многих московских парках и усадьбах. Им руководило желание успеть запечатлеть уходящую красоту этих мест, подвергавшихся систематическому разорению в те годы. Совсем недалеко от квартиры Васнецова в Фурманном переулке, на берегу реки Яузы, находилась усадьба Усачёвых-Найдёновых, или Высокие Горы.
К построенной по проекту архитектора Д. Жилярди усадьбе примыкал большой парк с беседками, гротом, скульптурами и вазонами. К 1920-м годам территория парка несколько сократилась, однако все постройки и скульптуры сохранились. Этюды и камерные пейзажи, созданные в этом месте, экспонировались Васнецовым на ежегодных выставках Союза русских художников, часть же была представлена публике только на большой персональной выставке в 1929 году. К числу последних принадлежал и этюд «Пруд под Найдёновским парком».
Этюд написан осенью, в нем преобладают теплые охристые тона. Зрителю показан небольшой пустынный уголок близ парка с одиноким домиком, спрятавшимся среди деревьев. Пейзажист изучает постепенную смену зеленых летних тонов красками осени. Легкими яркими оранжевыми и желтыми мазками он рисует затейливый узор на траве, оттеняет темно-коричневые стволы деревьев. На картине нет даже крошечного кусочка неба, что создает ощущение пасмурного дня; кажется, вот-вот начнется затяжной осенний дождь. Это настроение лишь слегка скрадывается тонкими линиями белил и почти незаметным серебристым светом, падающим на дорожки и участки голой земли у берега пруда. Пейзаж проникнут легкой меланхолией и склоняет к размышлениям о красоте и хрупкости природы.