Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Беседка в Найдёновском парке
1920-е
Размер - 27 x 41
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-15
Дар В.А. Васнецова. 1960
Время после революции 1917 года было очень сложным для Аполлинария Васнецова. Разрушение привычного уклада жизни, потеря профессуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, переосмысление жизненных ценностей и взглядов привели к изменениям и в творческом процессе. Художник в своих пейзажах всё больше обращался к малому формату и камерным сюжетам.
В 1920-е годы Васнецов создал целый ряд этюдов, посвященных усадьбам, паркам и дворикам Москвы и ближайшего Подмосковья. Его привлекали сохранившиеся среди тесной каменной застройки островки зелени, храмовые постройки, старинные беседки и павильоны – ветшающие осколки почти исчезнувшей усадебной культуры. Мастер часто ездил в такие известные места, как Коломенское или Лефортово, бродил по центру Москвы в пределах Бульварного кольца. Однако немало интересных сюжетов можно было найти и совсем рядом с квартирой художника в Фурманном переулке. Среди них – усадьба Усачёвых-Найдёновых, или Высокие Горы, на высоком берегу реки Яузы.
К построенной по проекту архитектора Д. Жилярди усадьбе примыкал большой парк с беседками, гротом, скульптурами и вазонами. К 1920-м годам территория парка несколько сократилась, однако все постройки и скульптуры сохранились. Васнецов написал среди этих тихих тенистых аллей несколько этюдов, в том числе «Беседку в Найдёновском парке».
Этюд написан ранней весной, когда почки только начинают распускаться. Теплые охристые и коричневые тона, изящные тонкие стволы берез и залитые светом дорожки и стены беседки в глубине вызывают в памяти образы тихих светлых дней, когда чистый прозрачный воздух еще только начинает прогреваться под лучами весеннего солнца. Легкими мазками художник изображает сочную молодую траву среди деревьев и ярко-синие куртинки первоцветов – предвестников скорого пробуждения и расцвета природы. Работа очень лаконична по колориту и содержанию, однако созданный мастером художественный образ наполнен настроением радостного предчувствия и любованием родной природой.