Николай Тырса серьезно занимался литографией с 1934 по 1940 год. За это время он создал всего семь эстампов, однако его литографированные натюрморты с букетами вошли в число шедевров отечественной печатной графики ХХ века.
В 1933 году Тырса участвовал в создании Экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском союзе художников. Основной задачей для себя художник видел осуществление актуального лозунга «искусство в каждый дом». Печатная графика, эстамп, как наиболее демократичный и доступный вид искусства, мог большими тиражами распространяться среди граждан. С целью приблизить технику литографии к живописной картине, красочной и яркой, Тырса много экспериментировал и изобрел новый способ работы – размывка кистью по камню. Свои открытия он изложил в докладе 1939 года в ЛОССХе «О применении новых технических методов в литографии», а также в инструкции для художников мастерской «Кратко о новом способе литографии».
Как и в знаменитом
«Натюрморте с филимоновской игрушкой», в «Натюрморте с букетом и дымковской игрушкой» новаторство Тырсы проявилось в полной мере. Новый способ печати давал художнику невиданную прежде свободу. Динамичными стремительными мазками художник создает легкую, подвижную поверхность, приближающую литографский отпечаток к текучей манере акварельной живописи. Широкое тональное и цветовое разнообразие получается благодаря сочетанию всего пяти красок. Для каждой краски художником подготавливалась отдельная печатная форма – отшлифованный литографский камень, и при печати их наложение и пересечение давало на оттиске разнообразные колористические эффекты. Таким образом, сочетание ограниченного числа красок позволило добиться максимума цвета.
В процессе работы над эстампом Тырса делал ряд оттисков-состояний, варьируя цветовую гамму и насыщенность. Поэтому трудно найти два полностью идентичных оттиска «Букета», и в собрании Третьяковской галереи хранится несколько вариантов «Натюрморта с букетом и дымковской игрушкой».
Серия букетов в станковой литографии стала продолжением живописного творчества Тырсы. Как и в живописи, в литографиях художника звучит то же яркое, жизнерадостное начало, источником которого для него всегда была натура.