В отечественном искусстве графики ХХ века особое место занимает ленинградская школа литографии, расцвет которой связан с деятельностью экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском союзе художников. Мастерская была создана в 1933 году Н.А. Тырсой, и на несколько десятков лет она стала для мастеров этого города важнейшей творческой лабораторией.
Николай Тырса – художник разностороннего таланта. Он проявил себя как прекрасный рисовальщик, живописец, художник по стеклу, книжный иллюстратор. Станковой литографией Тырса занимался сравнительно недолго, с 1934 по 1940 год, работая в созданной им мастерской. За это время он глубоко изучил существующие способы цветной печати с камня, что позволило ему разработать новые технические приемы в литографии. Своей экспериментаторской деятельностью Тырса кардинально изменил взгляд на возможности этого вида графической печати. Он изобрел новый способ размывки кистью на камне, позволявший получать в оттиске живую и воздушную красочную поверхность, приближавшую литографский отпечаток к текучей манере акварельной живописи. Этот прием демонстрирует литография «Натюрморт с филимоновской игрушкой» 1939 года, где новаторство Тырсы проявилось в полной мере. Новый способ печати давал художнику невиданную прежде свободу – вибрирующие яркие краски нанесены подвижной кистью, живописные мазки и заливки цветом варьируются от насыщенных до легких, акварельных. Такое тональное и цветовое разнообразие достигнуто сочетанием всего пяти красок. Для каждой краски подготавливалась отдельная форма – отшлифованный камень, и при печати их наложение и пересечение давало на оттиске разнообразные колористические эффекты. Таким образом, сочетание ограниченного числа красок давало максимум оттенков.
«Натюрморт с филимоновской игрушкой» (другое его название – «Букет») стал самым известным литографским произведением Николая Тырсы и продемонстрировал современникам новые возможности цветной литографии. Как писал искусствовед Борис Сурис, «достаточно лишь одного “Букета” (1939), лучшей из его литографий и бесспорно одного из шедевров советского эстампа вообще, чтобы обеспечить Тырсе почетное место в истории этого вида отечественной графики…»
Благодаря легкости тиражного распространения, с конца 1930-х годов эстамп приобрел роль самого демократичного вида искусства, доступного массам. В своей литографской деятельности Тырса воплощал актуальную задачу «искусство в каждый дом». Художник задумывал свои яркие декоративные натюрморты как картины для украшения жилища, приносящие праздник.