Тырса Николай (1887-1942)
Лицо Анны Ахматовой
1928
Размер - 33,6 x 21,9
Материал - бумага верже
Техника - ламповая копоть, черная акварель
Инвентарный номер - РС-3095
Поступило от А.Н. Тырсы, дочери художника (Ленинград). 1972
Портрет работы Николая Тырсы, помещенный на фронтиспис сборника А.А. Ахматовой «Из шести книг» (Ленинград, 1940), она сама считала своим лучшим изображением. Сейчас он входит в собрание Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Санкт-Петербурге. К этой серии принадлежат еще два портрета поэта, хранящиеся в том же музее, портреты в собрании Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного литературного музея. В Государственной Третьяковской галерее хранятся две работы из этой серии – «Лицо Анны Ахматовой» и «Портрет Анны Ахматовой». Все они относятся к 1928 году и выполнены в распространенной в то время технике рисования ламповой копотью, которую также использовали Владимир Лебедев, Георгий Верейский, Николай Купреянов и другие. У Тырсы ламповая копоть придавала бархатистый тон мазкам, а переход от глубокого черного цвета к белому листу бумаги сообщал последнему особое свечение.
Величавая посадка головы и манера прикрывать глаза запечатлены на множестве изображений Ахматовой, что вызывало ассоциацию со Сфинксом. Это сходство обыграно на известной фотографии, сделанной ее третьим мужем, искусствоведом Николаем Пуниным в саду Фонтанного Дома. Тырса входил в самый близкий дружеский круг этого семейства и в 1920-е годы часто посещал флигель Шереметьевского дворца, где жила Ахматова. Начало общения художника с Пуниным относится ко времени, когда они оба являлись членами объединения «Квартира № 5».
«Лицо Анны Ахматовой» – это камерный, даже интимный портрет близкого человека. Модель опирается головой на руку, опустила глаза, с большой долей вероятности она изображена за чтением, находится в состоянии спокойствия и умиротворения. Нижняя часть лица и руки едва намечены, но абсолютная завершенность и не требуется в этом изображении. Узнаваемый облик Ахматовой схвачен очень точно, и в то же время автор обходится намеком, его прием соответствует поэзии настроения. При этом моделировка лица – форма носа, скулы – выполнена Тырсой с скульптурной убедительностью и пластичностью. Художник виртуозно владеет техникой рисовая ламповой копотью.
Ахматова не случайно была благосклонна к произведениям Тырсы. Большой ценитель женской красоты, он поэтизировал и воспевал женщин, чему посвящены как его собственные произведения: портреты членов семьи, изображения натурщиц, литературных героинь (например, Анна Каренина в иллюстрациях к роману Л.Н. Толстого), так и сохранившиеся карикатуры на художника. Анна Ахматова в его интерпретации соединяет в себе возвышенный образ поэта (здесь очень уместен «классицизм» ранних работ Тырсы) и пример своеобразной женской красоты.