Портрет работы Николая Тырсы, помещенный на фронтиспис сборника А.А. Ахматовой «Из шести книг» (Ленинград, 1940), она сама считала своим лучшим изображением. Сейчас он входит в собрание Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Санкт-Петербурге. К этой серии принадлежат еще два портрета поэта, хранящиеся в том же музее, портреты в собрании Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного литературного музея. В Государственной Третьяковской галерее хранятся две работы из этой серии – «Лицо Анны Ахматовой» и
«Портрет Анны Ахматовой». Все они относятся к 1928 году и выполнены в распространенной в то время технике рисования ламповой копотью, которую также использовали Владимир Лебедев, Георгий Верейский, Николай Купреянов и другие. У Тырсы ламповая копоть придавала бархатистый тон мазкам, а переход от глубокого черного цвета к белому листу бумаги сообщал последнему особое свечение.
Величавая посадка головы и манера прикрывать глаза запечатлены на множестве изображений Ахматовой, что вызывало ассоциацию со Сфинксом. Это сходство обыграно на известной фотографии, сделанной ее третьим мужем, искусствоведом Николаем Пуниным в саду Фонтанного Дома. Тырса входил в самый близкий дружеский круг этого семейства и в 1920-е годы часто посещал флигель Шереметьевского дворца, где жила Ахматова. Начало общения художника с Пуниным относится ко времени, когда они оба являлись членами объединения
«Квартира № 5».
«Лицо Анны Ахматовой» – это камерный, даже интимный портрет близкого человека. Модель опирается головой на руку, опустила глаза, с большой долей вероятности она изображена за чтением, находится в состоянии спокойствия и умиротворения. Нижняя часть лица и руки едва намечены, но абсолютная завершенность и не требуется в этом изображении. Узнаваемый облик Ахматовой схвачен очень точно, и в то же время автор обходится намеком, его прием соответствует поэзии настроения. При этом моделировка лица – форма носа, скулы – выполнена Тырсой с скульптурной убедительностью и пластичностью. Художник виртуозно владеет техникой рисовая ламповой копотью.
Ахматова не случайно была благосклонна к произведениям Тырсы. Большой ценитель женской красоты, он поэтизировал и воспевал женщин, чему посвящены как его собственные произведения: портреты членов семьи, изображения натурщиц, литературных героинь (например, Анна Каренина в иллюстрациях к роману Л.Н. Толстого), так и сохранившиеся карикатуры на художника. Анна Ахматова в его интерпретации соединяет в себе возвышенный образ поэта (здесь очень уместен «классицизм» ранних работ Тырсы) и пример своеобразной женской красоты.