Б.М. Кустодиев создал портрет одного из крупнейших архитекторов XX века Алексея Викторовича Щусева (1873–1949) весной 1917 года в Петрограде. В тот период главным делом Щусева было строительство Казанского вокзала в Москве. Работа над этим проектом началась в 1911 году – архитектор принял участие в закрытом конкурсе, а завершением можно считать 1926 год – когда вокзал был введен в эксплуатацию.
Архитектор привлек к оформлению разных помещений этого грандиозного комплекса художников круга «Мира искусства», в число которых входил Кустодиев. В 1913 году живописец получил заказ на создание панно для ресторана 1–2-го классов и в результате выполнил аллегорические композиции на тему «Присоединение Казани к России» (эскизы-варианты находятся в Третьяковской галерее). Тогда же, в 1912–1913 годах, Кустодиев написал два портрета Н.К. фон Мекка, председателя Общества Московско-Казанской железной дороги, с которым познакомился через Щусева. В дни, когда создавался портрет архитектора, строительство вокзала было приостановлено из-за революционных волнений и трудностей с финансированием. В свою очередь, Кустодиев в это время переживал прогрессирование тяжелой болезни спинного мозга, ограничившей художника в движении.
Строгий по выбору средств художественной выразительности реалистический портрет созвучен личностным качествам Щусева. Архитектор показан интеллигентным, собранным человеком, исполненным внутреннего достоинства и не зависящим от потрясений эпохи. О профессиональной деятельности и принадлежности модели к миру искусства говорит каждая деталь: карандаш в нагрудном кармане, архитектурный эскиз в руках и произведения изобразительного искусства за спиной, в частности офорт с видом Венеции «Ночной праздник около церкви Иль Реденторе» (1763–1779) по рисунку Дж. А. Каналетто, находившийся в коллекции Щусева.
Незавершенный вариант портрета находится в Государственном Русском музее.