Летом 1890 года Аполлинарий Васнецов совершил длительную поездку по Среднему Уралу. Ее результатом стали опубликованные позже путевые заметки, несколько десятков рисунков и ряд живописных этюдов. По возвращении в Москву на основании полученных впечатлений художник создал один из интереснейших и крупнейших циклов эпических полотен.
Среди мест, которые посетил Васнецов, был городок Кушва, где на заводе служил его брат Аркадий. Созданные в окрестностях завода и кушвинского пруда этюды позднее послужили источником вдохновения для нескольких крупных живописных работ, например
«Сумрачный день. Урал» из коллекции Третьяковской галереи. Задержавшись в гостях у брата, молодой пейзажист объездил также окрестности Кушвы и более отдаленные места, побывав и возле Качканара – самой высокой горы Среднего Урала, расположенной возле географической границы Европы и Азии.
«Гора Качканар» – небольшой этюд, написанный широкими свободными мазками. Художника интересовали в первую очередь тональные переходы и особенности композиции. Контраст теплого охристого переднего плана и холодного дальнего, выполненного в темно-фиолетовых и синих тонах, усиливает ощущение безграничного пространства. Работа в целом статична, лишь диагональ склона на переднем плане, обозначенная длинными быстрыми мазками, создает некоторую внутреннюю динамику. Художник изображает застывший мир неизменной вечной природы, на фоне которой человек ощущает себя ничтожной песчинкой. Преклонением перед величием мироздания проникнуто большинство монументальных полотен, посвященных природе Урала.