Рерих Николай (1874-1947)
Эверест
1936
Размер - 30,5 x 46
Материал - картон
Техника - темпера
Инвентарный номер - Ж-510
Поступило из МИД СССР. 1949
В 1936 году Николай Рерих отправил из Индии несколько новых произведений, включая работу «Эверест», в Русский культурно-исторический музей в Праге, где благодаря усилиям В.Ф. Булгакова был открыт Рериховский зал и издан каталог коллекции.
В Индии художника называли Мастером гор, так как он прославился многочисленными гималайскими пейзажами. В картине Рерих изобразил панораму кристально чистых горных вершин на фоне небесной синевы. В схожей цветовой гамме создана работа «Эверест (Джомолунгма)» (1935) из собрания Русского музея.
Яркими темперными красками Рерих дает многоплановое изображение в стилистике китайской живописи. Как и в других похожих произведениях, мастер выбирает точку зрения почти на уровне гор, будто находится напротив высочайшей из вершин – Джомолунгмы. Лучше всего она видна из Непала и Китая. Во второй половине 1930-х художник написал несколько одноименных произведений, которые хранятся в разных музеях. Скорее всего, Эверест Рерих мог видеть ранее – в 1920-е годы, во время Центрально-Азиатской экспедиции, и позднее исполнил этот горный пейзаж по наброскам или фотографиям, которые делал во время путешествия.
В 1928 году в статье «Свет пустыни» художник написал следующие строки про Эверест: «Эта вершина суждена для Матери Мира. Она должна быть чиста, нетронута и девственна. Только Она Сама, Великая Матерь, может быть там. Великое молчание бережет мир».