Рерих Николай (1874-1947)
Святые камни. Монголия
1935–1936
Размер - 30,5 x 46
Материал - картон
Техника - темпера
Инвентарный номер - Р-1295
Поступило после персональной выставки Рерих в ГТГ (1959, Москва). 1969 Передано Ю.Н. Рерихом, сыном художника. 1957
В статье «Обращение к камню» 1908 года Рерих писал: «Камень многое знает <…> Мера почтения к нему такова же, как удивление перед тайной жизни десятков тысячелетий».
В магических пейзажах мастера камни всегда занимают значительное место, об этом не раз писали современники. «Каменный и глыбистый Рерих» – так охарактеризовал художника на заре творчества поэт Максимилиан Волошин в журнале «Аполлон» за 1909 год.
Произведение написано после завершения Маньчжурской экспедиции (1934–1935), похожие изображения художник мог видеть на скалах Шара-Мурена. Об этих «знаках сокровища» Рерих упоминает в листе дневника «Менхе Тенгри!» 31 марта 1935 года.
На огромных валунах на фоне гор Рерих изображает символ триединства, ставший эмблемой Знамени Мира и Пакта Рериха, подписанного в 1935 году в Вашингтоне. Тогда Рерих не смог присутствовать на подписании, так как находился в Цаган-Куре во Внутренней Монголии (Китай). 15 апреля 1935 года он сделал следующую запись в дневнике: «День Пакта. Над занимаемым нами байшином уже водрузилось Знамя. Снимем фото и пошлем Вам. Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, все равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение».
Символ триединства встречается в искусстве и религиозной символике разных народов и во многих произведениях художника, начиная с ранней работы «Заклятие земное» (1907, ГРМ), где изображены петроглифы Древнего мира, и до картин 1930-х, созданных во время активного продвижения идей Пакта Рериха по защите культурно-исторического наследия во время военных действий.