Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Домрачей. Рисунок с лубяной коробки XVII века
1870–1929
Размер - 11,5 x 9,3
Материал - бумага
Техника - карандаш
Инвентарный номер - МКВ ГР-6/49
Дар В.А. Васнецова. 1960
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Изображен домрачей – музыкант и певец-сказитель, игравший на домре. Зарисовка выполнена с декора старинного короба. Запечатлев облик древнерусского музыканта, а также вид инструмента, не сохранившегося до XIX столетия, Васнецов записал: «Домрачей. Красочное изображение на лубяной коробке 17 века». Очевидно, у него под рукой не было рабочего альбома, поэтому для рисунка использован оборот квитанции.
Уже начиная с 1870-х годов русских живописцев увлекал не только сам фольклор – поэтический, музыкальный и изобразительный, но и среда его бытования. В.Д. Поленов, Н.И. Крамской, В.Е. Маковский, И.Е. Репин создавали портреты сказителей, певцов, музыкантов. Но эти художники уделяли особое внимание современности, а Аполлинарий Васнецов серьезно заинтересовался русской действительностью XVI–XVII веков.
Художник дорожил исторической конкретностью, ему хотелось, чтобы одежда, архитектура, бытовые детали его картин были достоверными. Существенной чертой стало внимание к изображению народных типов. Такой подход помогал ему раскрыть русскую историю с бытовой стороны.
Персонажи исторических картин Васнецова изображены бегло, несколькими штрихами и пятнами, но с вниманием к возрасту, характеру, одежде разных сословий. Показывая народную жизнь, художник обращался к традиции лубочных картинок, миниатюр и гравюр. Один из любимых сюжетов был связан с традициями древнерусского театра – «Средневековая Москва. Скоморохи» (1904), «Старая Москва. Медведчики» (1911; обе – Третьяковская галерея) и другие. Интерес к музыкантам и скоморохам стал следствием поиска свежих, мало разработанных тем, освещавших повседневную и обрядовую сторону народной жизни.
Новый элемент заключался в выборе и трактовке материала. В сюжетах из истории народного театра художник находил положительное, общественно значимое в исторической жизни народа.