дные и самобытные изображения русских красавиц, созданные художником в 1890-е годы, такие как:
«Портрет Т.К. Доможиловой»;
«Сибирская красавица»;
«Портрет Л.Т. Маториной. Казачка» — в 1900е-1910е годы сменяются камерными произведениями: «Женский портрет» (1902); «Портрет Г.А. Добринской» (1911). Различные характеры героинь органично переданы художником посредством его особенного подхода к живописи и пристального внимания к изображаемой натуре. «Я каждого лица хотел смысл постичь. Мальчиком еще, помню, в лица всё вглядывался — думал: почему это так красиво? Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали — сущность красоты» — делился своими воспоминаниями с М. Волошиным Василий Суриков.
Примечательны, в этом контексте, портреты А.И. Емельяновой, написанные художником в начале 1900х и в 1910 году. Емельянова Александра Ивановна (1878–1943), урожденная Шрейдер, происходила из московской купеческой семьи. В 1902 году Суриковым была исполнена картина
«Горожанка. Портрет А.И. Емельяновой», где Емельянова предстала в образе статной «русской красавицы». На другом портрете 1903 года, находящегося в собрании Тульского музея изобразительных искусств, мастер изобразил ее в простом желтом платье, сохранив, при этом ракурс и взгляд, запечатленный в «Горожанке...». Иное настроение транслирует «Портрет А.И. Емельяновой», созданный в 1910-е годы. Исполненный в стилистике модерна, он отличается от других работ Сурикова и содержит в себе невысказанную тайну, туманный намек на присутствие символических аллюзий. Слегка приподнятое левое плечо героини, полузакрытые веки и легкая улыбка составляют ощущение особой сердечной близости. Кажется, что именно в этот самый момент девушка делится своими самыми сокровенными переживаниями. Колористическое решение композиции построено на контрасте темных и теплых тонов умбры, охры и сиены. На янтарном фоне эффектно выделяется темный силуэт платья и темных волос героини. Красный цветок, в очертаниях которого угадывается мак, придает портрету определенное эмоциональное звучание. Искусствовед Галина Васильева-Шляпина, исследуя эволюцию портретной живописи В. И. Сурикова справедливо отмечала, что его «... путь от ранних портретов к изображению Емельяновой с цветком равнозначен поискам Серова от «Девочки с персиками» к «Портрету Иды Рубинштейн».