Суриков Василий (1848-1916)
Мальчик бегущий, со спины
1885–1886
Размер - 70 x 47,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-417
Приобретено у наследников художника, Москва. 1966
Созданию масштабного исторического полотна В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887) предшествовала долгая и кропотливая работа над сбором материала к картине. Многочисленные этюды, составившие основу целостного композиционного образа, были сделаны художником с натуры.
Особого внимания заслуживают подготовительные работы, изображающие уличных мальчишек, непосредственных участников трагического события, связанного с арестом опальной боярыни-раскольницы Феодосии Морозовой. На лицах детей, выражающих чистоту и непосредственность человеческих эмоций, преломляется разный спектр настроения толпы — от насмешки до состояния задумчивости и любопытства («Задумавшийся подросток», Этюд 1885, «Голова мальчика, ухватившегося рукой за скобку церковных ставен», Этюд), переходящий к страху и непониманию («Мальчик, идущий впереди княгини Урусовой», Этюд).
В группе этюдов выделяется работа «Мальчик, бегущий со спины». На ней изображен единственный персонаж картины, представленный художником спиною к зрителю, в то время как остальные действующие лица композиции даны в анфас или развернуты вполоборота. Василию Сурикову было важно изобразить медленное движение саней, затрудненное из-за окружающей плотной толпы, он говорил: «В движении есть живые точки, а есть мертвые <...> Это настоящая математика. Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Надо найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход...». Направленное движение саням придают длинные борозды в рыхлом снегу, оставленные полозьями на первом плане. Фигура мальчика, бегущего слева от саней используется автором для дополнительного усиления эффекта медленного скольжения. Этот герой присутствует практически на всех стадиях поиска композиционного решения, он есть в раннем эскизе 1881 года («Боярыня Морозова», 48,7х72) и на графических рисунках 1885. Близкий по композиции этюд «Мальчик на снегу» находится в Музее-усадьбе Сурикова. По композиции и колориту, наиболее близкое сходство с финальной версией персонажа проявлено в этюде 1885-1886 года. Тщательно подобранные тона в изображении мягких складок тулупа мальчика, оттенки темно-зеленого и бирюзового цвета на его сапогах, впоследствии были перенесены мастером на большую картину.