Васнецов Виктор (1848-1926)
Княжеская иконописная мастерская
1879
Размер - 28,7 x 50,5
Материал - бумага, наклеенная на картон
Техника - тушь, кисть, перо
Инвентарный номер - Инв.7455
Поступил из Государственной Цветковской галереи, 1925
Для Виктора Васнецова конец 1870-х годов был определяющим периодом. Продолжая работать в области жанровой картины, художник все больше погружался в «неясные исторические и сказочные грезы», о которых задумывался еще в академические годы. Рисунок «Княжеская иконописная мастерская» из собрания Третьяковской галереи отсылает именно к ним, представляя собой вариант-повторение академической программы, которую художник разработал в 1870 году (ГРМ). Сохранились воспоминания В.В. Стасова о том, как ранний рисунок свел Виктора Васнецова с вернувшимся из Италии Павлом Чистяковым: «…он еще такой фамилии [Васнецов] не слыхал. Это был кто-то совсем новый для него… В этом эскизе присутствовало что-то необыкновенно русское, глубоко русское… Все это не могло не остановить на себе внимания такого тонкого знатока и ценителя, как П.П. Чистяков».
Работа 1879 года представляет собой авторский вариант-повтор академической программы. Он был разработан для альбома «Рисунки русских художников», изданного в 1880 году на деньги мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Альбом включал репродукции рисунков как уже знаменитых передвижников – И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, В.Е. Маковского, так и младшего поколения художников – И.Е. Репина, В.Д. Поленова и В.М. Васнецова. В 1878 году Васнецов приступил к разработке трех композиций: «Подружки», «Богатырь» и «Княжеская иконописная мастерская», которые опирались на созданные ранее работы автора. Подобные произведения относились к особому направлению творческой деятельности – это так называемые реплики, авторские повторения произведений. Реплики были тесно связаны с типографическими процессами и нарастающей деятельностью по изданию каталогов выставок и периодики, включающей репродукции. Работая тушью, кистью и пером, мастера имитировали монохромную печать будущих изданий, тем самым добиваясь более точной передачи деталей композиций и светотеневой игры оригинала.