Истомин Константин (1886-1942)
Эсфирь
1928
Размер - 89 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1516
Поступило от МК СССР. 1980
Константин Николаевич Истомин, живописец, график и педагог, был одним из выдающихся, но не самых известных широкому зрителю мастеров советского искусства первой половины XX века. Обучение у Шимона Холлоши в Мюнхене (1906–1909) заложило основополагающие принципы творчества Истомина, воспитало в нем отношение к цвету как явлению, подверженному влиянию окружающей среды. Художник много работал над проблемой изменяемости цвета в зависимости от освещения, он виртуозно передавал оттенки цвета, рождающегося из темноты. В творчестве Истомина сказывается увлечение художника французским искусством, живописью барбизонцев и импрессионистов.
Верным этому принципу он остался и в полотне «Эсфирь». На первый взгляд, перед нами обычная постановка – модель в интерьере мастерской, но не надо обманываться простотой сюжета. В этом произведении мастер решает довольно сложные живописные задачи. Стоит обратить внимание на своеобразные соотношения цветов, выбранные художником. Он противопоставляет черный, плотно написанный силуэт женщины всему остальному. Тонко написанная, почти прозрачная обстановка, окружающая модель, вступает в сложное колористическое взаимодействие с темной фигурой, и создается эффект цвета, растворенного в свете. Позже этот художественный прием Истомин использует в полотне «Вузовки» (ГТГ).
Истомин-педагог уделял большое внимание изучению старых мастеров. Их картины помогали ему находить ответы на поставленные творческие задачи и влиять на учеников. Сохранились воспоминания Е.Н. Орловской об одном из учебных посещений музея, где Истомин обращает внимание студентов на полотно Рембрандта. «Если вы хотите понять, что такое живопись, – посмотрите на ”Эсфирь” Рембрандта. Даже не на нее – только на ее руки. Какое наслажденье, приблизясь вплотную к картине, рассматривать каждый мазок, каждое движенье кисти великого мастера, и какое благоговение к нему испытываешь, когда видишь, что из всей этой паутины мазков и наслоений красок возникает сложный психологический образ», – говорит художник.
В своей «Эсфири», работая в совсем иной живописной системе, художник выхватывает мгновение из жизни девушки, когда она поглощена чтением и можно ее разглядеть. При внимательном изучении этого полотна замечаешь, как скрупулезно автор разрабатывает художественные приемы, которые он будет неоднократно использовать в дальнейшем.