Место для своего дома-мастерской В.М. Васнецов выбрал среди тихих Троицких переулков, в стороне от шумного Садового кольца. Построен необычный особняк-терем в 1894 году по проекту самого художника. Наконец, писал он, «осуществилось мое давнишнее стремление устроить удобную художественную мастерскую в Москве, историческая атмосфера которой для меня необходима как для художника Русского» (из письма В.М. Васнецова московскому генерал-губернатору от 21 ноября 1893 года). Художник мечтал, что дом будет окружен садом. К моменту покупки Васнецовым участка сад уже существовал, и к нему примыкали земли Свято-Троицкого подворья. Планировка дома, тщательно продуманная Васнецовым, позволила сориентировать окнами в сад комнаты женской половины, столовую, детскую и классную. Из просторной столовой в густой и тенистый сад, больше напоминавший парк, вели ступеньки террасы. Здесь росли старые дубы, липа, клен, яблони. Весной появлялись подснежники и голубые пролески, распускалась сирень, а летом художника радовали любимые флоксы…
Бог–дом–семья–сад – для Виктора Михайловича все это представлялось единым нерасторжимым целым. Выросший вдали от города, он навсегда сохранил влюбленность в природу, в ее почти магическое, целебное для человека свойство. Дом, окруженный садом, заставлял также вспоминать дорогое сердцу Абрамцево, проводившиеся там летние месяцы сливались в одно яркое воспоминание. Так, романтическая мечта художника об «обетованном крае» стала явью, воплотившись в его московской городской усадьбе.