Якулов Георгий (1884-1928)
Бой сбиров и чертей
1922
Размер - 63 x 58,5
Материал - шелк
Техника - смешанная техника
Инвентарный номер - ЖС-5020
Дар Г.Д. Костаки, Москва. 1977
В творчестве Георгия Якулова органично и своеобразно соединились традиции Востока и Запада, древнего и новейшего искусства. Этнический армянин, он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Институте восточных языков, в 1904–1905 годах воевал в Маньчжурии, природа которой навела его на идею «разноцветных солнц» – разных цветовых доминант в национальных культурах, опирающихся на различия природного освещения. Уже первые работы Якулова, показанные на выставках в 1907 году, поразили современников «японизмом»: в них отсутствовала традиционная «прямая» перспектива, фигуры размещались на плоскости по вертикали, независимо от расстояния не меняясь в размерах. Долгое странствие по эпохам и культурам, в которых Якулов черпал вдохновение и стилевые приемы, дружба с Робером и Соней Делоне и создание собственной версии орфизма, наконец, бурная биография, в том числе героическое участие в Первой мировой войне, привели художника в театр. В начале 1920-х годов Якулов стал одним из самых ярких выразителей эстетики А.Я. Таирова и его Камерного театра. Присущие режиссеру свобода обращения к мировой литературе и пристрастие к откровенной игре соединены Якуловым с искрометной веселостью, остроумной выдумкой, трансформацией сцены и персонажей.
Как и другие театральные художники, Якулов любил выполнять станковые композиции на темы оформленных спектаклей. Одним из них был «Синьор Формика» (1922) по Э.Т.А. Гофману в постановке Таирова.
Художник не повторяет сценическое решение, скорее, создает фантазию на тему Гофмана. В новелле действие происходит в Италии ХVII века. Герои наряжаются чертями (они в красных плащах) с целью напугать своих недругов, но на них нападает отряд римских полицейских – сбиров, которые пытаются задержать таинственных незнакомцев. Мы почти не можем разглядеть участников драки – они действительно кажутся призраками. Более отчетливо изображены черные фигуры на первом плане, выделяющиеся замысловатыми костюмами и острыми летящими силуэтами, – вероятно, это герой новеллы художник Сальватор Роза и его друзья над лежащей фигурой «пирамидального доктора» Сплендиано Аккорамбони в огромном парике.
Вся сцена, увиденная сверху и разворачивающаяся на почти не закрашенной плоскости, кажется созданием восточного художника – не случайно в качестве основы автор использовал шелк. Филигранно выполненные детали дополняют это впечатление. Гофмановская фантастика в соединении с театральностью сюжета, вероятно, вызвала у Якулова потребность в особом, непривычном художественном языке.