Коровин Константин (1861-1939)
Терраса. Париж
1908
Размер - 94,8 x 58,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9102
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
Константин Коровин, выходец из семьи московских купцов, в 1875 году начал обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – сначала на архитектурном, а затем на живописном отделении. Особое место в судьбе художника занимала Франция. Впервые посетив Париж в 1887 году, с тех пор Константин Коровин часто путешествовал по стране, а в 1922-м окончательно переехал, получив предложение работать в парижской Гранд-Опера. В поездках Коровин посещал музеи и выставки, внимательно изучал творчество старых мастеров и современных ему художников, работал над этюдами с натуры.
Работы Константина Коровина, написанные после 1900-х годов, все больше связаны с поисками в области декоративных свойств изображения. Художник с особой чуткостью подходит к выбору сюжетов, наделенных живописным потенциалом: он пишет цветочные натюрморты, полутемные интерьеры, сумеречные виды города, в которых дает полную свободу световым и колористическим эффектам.
Этим произведениям неизменно свойственна некоторая театрализация. Если портрет женщины, то обязательно с гитарой напротив открытого окна, если натюрморт, то с розами, выплескивающимися из вазы на фоне ночного Парижа. Этот искусственный романтизм в творчестве художника связан не столько с сочинительством, сколько с особым пониманием красоты как главного объекта художественного осмысления. Коровин ставит перед собой задачу восхищаться жизнью, «вызывать в зрителе наслаждение», воспевать мгновения, наполненные цветами и музыкой. В картине «Терраса. Париж» розовые кусты, колористический и композиционный центр произведения, едва ли интересуют художника с ботанической точки зрения. Они превращаются в экспрессивную массу красок, вихрь мазков и пигментов. Через них Коровин утверждает эстетическую ценность самой живописи, ее поверхности и фактуры, а также ее способность к передаче настроения.
В своих воспоминаниях Коровин писал: «Краски и формы <…> дают гармонию красоты – освещение. Краски могут быть праздником глаза, как музыка – праздник слуха души». Именно эта гармония становится объектом творческих исканий художника, который сутью своей картины считал передачу «красоты и радости жизни».