В творчестве Ильи Ефимовича Репина картина «Осенний букет» является любопытным совмещением жанров - пейзажа и портрета. Яркие аккорды палитры осеннего сада созвучны живости характера модели, что проступает румянцем на щеках юной девушки.
Героиней полотна стала двадцатилетняя дочь художника - старшая Вера (1872-1948), унаследовавшая от отца страсть к искусству. Увлекаясь театром и обладая певческим и актерским талантами, Вера Ильинична некоторое время выступала в Александринском театре и частных сценах Петербурга, впоследствии посвятив свою жизнь заботе об отце и сохранению его творческого наследия в усадьбе «Пенаты», отошедшей в 1918 году к Финляндии.
В сентябре 1892 года из своего имения Здравнёво близ Витебска Репин писал Татьяне Толстой, дочери писателя, о том, что начал писать с Веры портрет в саду: «с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности и неги» - так выразил мастер идею своей будущей картины. Полнокровной тягой к жизни и восхищением красками природы веет от этого полотна. Добродушная улыбка дочери и радостный взгляд беззаботных глаз будто согревают зрителя, сообщая ему приподнятое, мажорное настроение. Живописец любовно выписывает складки багряного бархатного берета, коричневую с пестрым узором кофточку с изящным белоснежным кружевом оторочки и воротничка, молочного цвета юбку и красочный букет в руках Веры.
Осенний букет, ставший смысловым акцентом картины, из калейдоскопа многоцветных мазков складывается в настоящий «портрет» природы со звонкостью остроконечных лепестков астр и хризантем, нежностью рыжих ромашек, изумрудным разнотравьем и обаятельной простотой полевых цветов.
В творчестве Репина линия, представляющая пейзажную живопись, предельно прерывиста, а интерес к портрету, напротив, постоянен. Маститый художник с присущей его натуре восторженностью и открытостью всему новому в искусстве, поиску свежих живописно-пластических решений, отразил в портрете на фоне пейзажа, получившем название «Осенний букет», свое понимание задач пленэрной живописи. Проявив интерес к разработке свето-воздушной среды, он передал гармоничное состояние человека, пребывающего на природе и поддержал таким образом желание молодого поколения художников писать «отрадное, только отрадное».