Нестеров познакомился с Павлом и Александром Кориными, учениками иконописной палаты при Донском монастыре, во время работы в Марфо-Мариинской обители. Там началось творческое и жизненное общение между палехскими юношами и знаменитым художником.
Мысль о двойном портрете, героями которого должны были стать братья Корины, возникла у Нестерова в 1930 году. К этому времени укрепилась искренняя дружба талантливых мастеров, принадлежащих к разным поколениям, но объединенных любовью к искусству и общими взглядами на задачи художника. Нестеров писал своему другу А.А. Турыгину: «Скуки ради надумал написать портрет (двойной) с бр[атьев] Кориных. Оба, каждый по-своему, интересны. Один в стиле итальянцев Возрождения, другой – в стиле ультрарусском. Не то Ян Усмович, не то Микула Селяниныч …. Оба брата – художники, оба – мастера своего дела, и их запечатлеть остатками сил хотелось бы…»
«29 апреля, – вспоминал А.Д. Корин, – Михаил Васильевич пришел к нам, показал нам два маленьких эскиза на одном листе, сделанные акварелью. Попросил нас стать в позы, как на эскизе... Позировали мы то оба вместе, то порознь. Работал он стоя, все время отходя от холста – и быстро налетая на него. Во время работы М[ихаил]. В[асильевич]. разговаривал и нас вовлекал в разговор – должно быть, ему это нужно было для работы. Говорили обо всем. Любил он вспоминать Италию, а мы слушали и расспрашивали его о том, что особенно нас в Италии интересовало».
В 1932 году организаторы выставки, посвященной достижениям советского искусства за 15 лет после Октябрьской революции, настоятельно просили Нестерова принять в ней участие. Из всей галереи портретов, созданной им к тому времени, мастер выбрал именно «Братьев Кориных», который считал настолько художественно зрелым и законченным, что счел возможным показать впервые после своего двадцатипятилетнего отсутствия на выставках. Появление картины на выставке «Художники РСФСР за XV лет», проходившей в Государственном историческом музее, было встречено с огромным интересом, а по окончании экспонирования она была приобретена Третьяковской галереей.