«Крымский пейзаж» принадлежит к числу наиболее обаятельных пейзажей Васильева, изображающих крымскую природу. Приехав в Ялту в середине лета 1871 года в надежде теплым, благословенным климатом юга победить тяжелую болезнь, художник не смог сразу ощутить притягательную красоту крымской природы. В его душе и памяти продолжали жить любимые им пейзажи средней и северной России. Постепенно открывались перед ним особенности ландшафтов теплого Крыма.
Соединение горного пейзажа с видом на Ай-Петри, бурливого источника и жанровой сцены с двумя молодыми татарками, которые привычно набирают в кувшины воду, придают этому нехитрому сюжету естественность жизни человека в окружающей его привычной природной среде. Пейзаж написан в золотистой гамме теплых тонов, благодаря чему художником создано ощущение не только солнечного дня, но и теплого воздуха, которым «обласкано» все пространство небольшой картины.
Найденный Васильевым сюжет будет использован им при исполнении ширм для императрицы Марии Александровны. Этот официальный заказ, состоявший из четырех панно, тяготил художника, отвлекал его от собственных творческих замыслов. Он отодвигал эту работу, а в письмах Крамскому иронизировал над собой и ширмами. В его мастерской уже были подготовлены четыре больших вертикальных холста и начата работа над сюжетами панно. Васильев писал, что эти длинные холсты, как солдаты, постоянно с укором смотрят на него. Художник успел исполнить три картины из четырех. «Крымский пейзаж» послужил эскизом для одной из частей императорского заказа. Мотив с фигурами у источника ляжет в основу еще одной картины – «Пейзаж с двумя фигурами у источника» (1872–1873, частное собрание).
В письмах к своему старшему и верному другу И.Н. Крамскому Васильев делился всеми своими горестями, а они были связаны прежде всего с его здоровьем и муками и одновременно радостями, которые приносило творчество.