Фёдор Васильев – один из тончайших пейзажистов второй половины XIX века, таланту которого в полной мере не суждено было раскрыться. Художника не стало в 23 года.
С первых же шагов в искусстве Васильеву было свойственно увлечение красочным эффектами, передающими переходные состояния в природе, необычное освещение. Он любил изображать момент, предшествующий грозе, когда особый характер освещения и порывы ветра сообщают пейзажу тревожную интонацию. Все это нашло выражение в ряде его полотен, в том числе в картине «Перед дождем». Современники говорили о Васильеве, что он открыл для русской живописи "мокрое, светлое, движущееся небо".
Запечатленные Васильевым виды природы, исполненные элегической прелести и возвышенного романтизма, вбирают в себя одновременно бытовой, земной уклад и вместе с тем слагаются в истинные оды совершенству целого мироздания. Настоящей драматургией разворачивается на полотнах Васильева «жизнь» неба, предстающая во всех своих ипостасях – он пишет предгрозовые облака, напоенные влагой или едва подернутые предзакатными лучами косматые клочья туч. На картине надвигающийся дождь готов разразиться ливневыми потоками, но и грозовой молнией, разрезающей темную полосу неба над лесом. Его предвещают порывы ветра, бурливый ручей и торопящиеся к жилью люди. Эти жанровые детали, непринужденно введенные художником в повествование картины, соединяются с многообразной живописной пластикой и тонкой колористической разработкой. Движение света и цвета создает в картине эмоциональную атмосферу, которая делает ее одним из подлинных шедевров в наследии пейзажиста.