Лето 1867 года, с июня по ноябрь, Васильев вместе со своим главным учителем живописи Иваном Шишкиным провел на острове Валаам. Расположение острова на Ладожском озере, его уединенность, большой монастырь и малые скиты, укрывающиеся в лесных чащах, особый уклад и ритм островной и монашеской жизни, но, главное, удивительно красивая, хотя и суровая природа открывали перед художниками неисчерпаемые возможности для пейзажной живописи.
Начиная с 1840-х годов Валаам стал своеобразной северной Меккой для русских художников, идеальным местом их творческого самосовершенствования. До совместной поездки на Валаам с Васильевым его старший друг – Шишкин, начиная с 1858 года, трижды работал на острове. У него уже были там облюбованные ранее места, и с ними он знакомил своего юного ученика и друга. Валаамские картины Шишкина и Васильева имеются в собраниях Русского музея, Ново-Валаамского монастыря в Финляндии, частных собраниях. Результатом жизни и работы на острове явилось множество исполненных рисунков и несколько живописных работ. Среди них и картина «На острове Валааме», исполненная по графическим наброскам и живописным этюдам два года спустя в Петербурге. В летние месяцы 1867 года Васильев рисовал и писал на Валааме много работ «впрок».
Художник изображает один из тихих, глубоко вдающихся вглубь острова узких заливов. Стена густо-зеленого елового леса покрывает пологие холмы с гранитными обрывами, спускающимися в воду. На ближнем, обогретом солнцем пологом берегу идет своя неторопливая жизнь. Заготовлены большие поленницы дров, трудяга колесный пароходик с дымящей трубой готов перевозить их по неспокойной Ладоге на большую землю.
Художник не упускал возможности запечатлеть прихотливые особенности пейзажей Валаама. Расселины в гранитных скалах, поросшие густым лесом холмы в центре острова, тихие прибрежные заливы или с силой разбивающиеся о берег волны неспокойного Ладожского озера – все захватывало художника и становилось сюжетами его графических листов или небольших живописных набросков. Он с интересом зарисовывал и жанровые сцены с людьми, часто делая это с юмором и усмешкой. Пейзаж «На острове Валааме» – одно из немногих топографически точных и безмятежно-спокойных изображений природы Валаама в творчестве Федора Васильева.