Картина «Летний жаркий день» явилась результатом впечатлений летних месяцев 1869 года, которые 19-летний Федор Васильев провел в имении графа П.С. Строганова Знаменское-Карьян в Тамбовской губернии. После холодного дождливого Петербурга с его серым небом теплые ласковые дни южной России подарили художнику множество пейзажных мотивов, которые он с удовольствием разрабатывал в многочисленных рисунках и живописных этюдах. «Тут для меня все ново, все обольстительно», – писал он «бесценной маме» в Петербург, делясь с ней своим восторгом от возможности полностью раствориться в благодати природы.
Мотив летнего дня с разлитым в природе покоем, рождающим в душе человека гармонию и полную слиянность с окружающим миром, выражены художником в картине просто и ясно. Дорога огибает небольшой холм с купой деревьев, они дают тень и прохладу в знойный день. Фигурка женщины, отдыхающей в их тени, отмечает пространственное движение в пейзаже, а ушедшие далеко вперед по дороге деревенские ребятишки усиливают ощущение движения; и одновременно в этом летнем жарком дне разлито столько покоя, тишины, что кажется и зритель ощущает теплое марево воздуха, что окутывает дали, смягчает очертания деревьев, кустарников и леса у горизонта. Васильев внимателен ко всякой детали в картине. Тонкими вертикальными мазками он пишет травы на переднем плане, сиреневые цветы иван-чая и белые головки сныть-травы, но при такой тщательности изображения художник умеет сохранить общее цельное впечатление от открывшегося перед ним простого природного вида.
«Летний жаркий день» входит в целую группу произведений художника, в которых разрабатывается определенный тип пейзажа с дорогой, начинающейся у края картины и огибающей группу деревьев. Они отмечают центр композиции, их пышные кроны красиво рисуются на фоне неба. Фигурки людей составляют единое целое с миром природы, где так естественно протекает их жизнь.