Барон Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт и князь Д.П. Голицын. Этюд для картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903)
Патрон шедевра
Репин Илья (1844-1930)
Барон Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт и князь Д.П. Голицын. Этюд для картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903)
1902
Размер - 39,2 x 29,1
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.5700
Поступило из собрания В.А. Воробьева. 1917
В апреле 1901 года Илье Репину через вице-президента Императорской Академии художеств Ивана Толстого поступил от российского императора заказ на изображение юбилейного заседания Государственного совета. Из-за болезни правой руки Репин выговорил себе право использовать при создании картины помощников и только после этого согласился выполнить высочайший заказ. Ассистентами Репина стали Иван Куликов и Борис Кустодиев. Команда приступила к работе за несколько дней до юбилея, начав с этюдов интерьера, так что в день торжества вся обстановка уже была нарисована. Для фиксации людей во время собрания наряду с подготовленными предметами рисования был установлен на треноге большой фотоаппарат, на котором Репин в тот день сделал свой первый снимок, ставший впоследствии одним из вспомогательных материалов. По утверждении эскиза Репин в течение двух месяцев рисовал в Мариинском дворце, заполнив два альбома. Он получил составленный специально для него список членов Государственного совета с указанием чина, мундира, орденов и т.п.
Осенью Репин регулярно присутствовал на заседаниях Государственного совета, отдав предпочтение работе с натуры вместо фотографии. Рисовать было для Репина жизненной потребностью. Многие мемуаристы запомнили его никогда не расстающимся с альбомом и карандашом. Грабарь писал, что в зрелые творческие годы Репин «без рисования едва ли провел хотя бы один день своей жизни».
Графический этюд «Барон Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт и князь Д.П. Голицын» был создан в 1902 году. Рисунок, построенный на сочетании нервной, ищущей форму линии и мягкой растушки передает прежде всего почти живописное свето-теневое впечатление от увиденного.