В картинах Ивана Похитонова, одного из самых оригинальных русских художников второй половины XIX – начала XX веков, органично сочетались проникновенно-поэтический взгляд на мир – природу, повседневную жизнь людей, свойственный русскому “пейзажу настроения”, с истинно французской изысканностью и строгой требовательностью к живописным качествам своих произведений. Он много лет жил вдали от родины – во Франции, Бельгии, не теряя при этом связи с Россией и русской художественной жизнью.
Пейзаж «Биарриц. Перед грозой. Озеро в Ландах и горелый сосновый лес» был написан художником на юго-западе Франции. Похитонову удалось не только с точностью воспроизвести особенности местности, но эмоционально передать переходное предгрозовое состояние природы, изменчивое и тревожное, с густыми серебристо-серыми тучами на небе, редкие просветы которого отражаются в воде притихшего озера, со стадом сгрудившихся в предчувствии ненастья овец.
Этот пейзаж заставляет вспомнить о том, что по приезде в Париж в 1876 году Похитонов пользовался советами Алексея Боголюбова, который высоко ценил искусство барбизонцев и советовал начинающему художнику изучать на месте их творчество. С конца 1870-х и в 1880-е годы Барбизон и его окрестности становятся основным местом приложения творческих сил Похитонова. Для него было важным не только изучать живопись барбизонцев, богатую тонкими валерами, световыми и цветовыми нюансами, тончайшими эффектами пленэра, но освоить саму эстетику художников барбизонской школы. Для этого он погрузился в пейзажные мотивы Барбизона, изучая их особенности, тонкие связи природы с жизнью простых людей.
В 1880-е годы полностью складывается живописная манера Похитонова, оставшаяся почти неизменной до конца его жизни. Он пишет свои картины на небольших тщательно подготовленных дощечках красного или лимонного дерева тонкими кистями, иногда микроскопических размеров, накладывая краски точными мелкими мазочками, применяет мастихины, рыбьи кости и скальпели, пользуется во время работы лупами и специальными сдвоенными очками. Благодаря всем этим средствам Похитонов добивается полной технической завершенности картины, не утрачивая при этом свежести непосредственного выражения натуры. Это строгое отношение к живописному качеству своего произведения при эмоциональном восприятии пейзажного мотива можно видеть в пейзаже «Биарриц. Перед грозой. Озеро в Ландах и горелый сосновый лес».