Похитонов Иван (1850-1923)
Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника
1895
Размер - 25 x 18,5
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1857
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1896
Похитонов – один из самых оригинальных русских художников второй половины XIX – начала XX века, мастер миниатюрной живописи.
В силу обстоятельств личной жизни он много лет жил вдали от родины, не теряя при этом связи с Россией и русской художественной жизнью. В его творчестве органично сочетаются лиризм русского «пейзажа настроения» и французское изящество живописи. Не получивший систематического художественного образования, Похитонов обучался самостоятельно, выработав живописную манеру, позволявшую ему при очень малом размере картин выразить всё разнообразие и богатство природы разных стран, поэзию каждодневной жизни крестьян, обитателей пригородов. Едва ли не с первых шагов в искусстве, с конца 1870-х годов, и с первых выступлений на выставках Салона Елисейских полей в Париже он был окружен единодушным признанием и восхищением. Работы Похитонова ценил П.М. Третьяков, который приобрел 23 его произведения.
Первый биограф Похитонова, его молодой друг, художественный критик и ученый Эмиль Витмёр писал о творчестве мастера: «Похитонов <…> жадно стремится к знаниям; он хочет наблюдать вселенную в миниатюре, в уголке земли, который соединил бы воды, деревья, животных, скромных тружеников и заснеженные горизонты, изучать ширину пространств, высоту зенита и перемены атмосферы. Так малый фрагмент становится для него неисчерпаемым источником деталей, столь же богатым нюансами, как человеческое сердце богато нюансами чувств».
Эти слова применимы к любому из произведений Похитонова. Ими можно определить и пейзаж художника «Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника», написанный в Бельгии, куда Похитонов переехал в 1893 году, поселившись сначала в Жюпиле, а потом в Брессу, где жил на улице Тру-Луэт. Он написал множество пейзажей этих мест, иногда прямо из окна своей квартиры-мастерской. Это и пейзажи с гуляющими по двору в ту же зимнюю пору курами – «Сад художника в Брессу, пригороде Льежа» (1890-е, частное собрание), и занимательные сценки из жизни. С добрым юмором он изобразил в картине фигурки мам с детьми на прогулке, птичку над крышами домов и черную кошку, выглядывающую из-за трубы. Их можно разглядеть при большом увеличении. Сосредоточенному вниманию к мелочам соответствовала и живописная техника художника, акцентирующая внимание на деталях. Он писал картины на небольших дощечках красного или лимонного дерева, работая тонкими, едва ли не микроскопических размеров кистями, накладывая краски точными мелкими мазками, применяя вместе с мастихинами рыбьи кости и скальпели и пользуясь во время работы лупами и специальными сдвоенными очками. Он добивался полной законченности картины, сохраняя при этом непосредственность восприятия натуры, свежесть первого впечатления.
Картина «Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника» вместе с целой партией картин, приобретенных Павлом Третьяковым в 1896 году, была принесена им в дар галерее.