Картина «Тру-Луэт зимой» была написана Иваном Похитоновым вскоре после его переезда в 1893 году в Бельгию – сначала в Жюпиль, а затем в Брессу под Льежем. Здесь он прожил в 1890–1900-х годах, в общей сложности около двадцати лет. В Брессу Похитонов поселился на улице Тру-Луэт, создав в окрестностях массу пейзажных работ и отобразив природу этих мест. Имея возможность постоянно наблюдать окружающие пейзажи в разные времена года, он изучал их с особой тщательностью ученого-естествоиспытателя, отмечая малейшие изменения в жизни природы. Вместе с тем его картины наполнены глубоким лирическим переживанием художника.
Первый биограф мастера, его молодой друг и постоянный собеседник, бельгийский ученый и художественный критик Эмиль Витмёр, писал в очерке о творчестве художника: «Самый банальный зимний вид в его изображении становился трогательным, ибо Похитонов обладал той силой сочувствия, которое одно лишь способно затронуть и возродить душу вещей».
В пейзаже «Тру-Луэт зимой» Похитонов не только воспроизводит малейшие особенности ослепительно-белого снежного покрова, сияющего в солнечных утренних лучах, но с легкостью воссоздает бодрящую свежесть морозного воздуха. Одновременно он наполняет пейзаж ощущением уюта и обжитости, изображая части ограды усадьбы с открытым проемом входа, одинокий стул, вероятно, еще в теплые осенние дни оставленный у входа. Тот же Витмёр писал о зимних пейзажах мастера: «Особенно привлекали внимание его зимние пейзажи – и не случайно, ибо снег обладал для Похитонова своим тайным языком. Святой Франциск Ассизский разговаривал с птицами, Похитонов вел беседы со снегом. Из российских зим он принес с собой понимание благотворного снега, не смертного савана, но, напротив, теплого покрова, защищающего жизнь, снега как праздничных одежд, преобразующих самые обычные предметы, придавая им очарование девственности и юной свежести».