Ла-Панн. Пляж
Патрон шедевра
Похитонов Иван (1850-1923)
Ла-Панн. Пляж
1895
Размер - 14,3 x 25,1
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1858
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1896
Художник-миниатюрист Иван Похитонов – один из оригинальнейших русских мастеров второй половины XIX – начала XX века. Он много лет жил вдали от родины, во Франции, куда приехал с желанием учиться в 1876 году, в разные годы жил в Бельгии, а также восемь месяцев, в 1892 – 1893 годах в Италии, в городке Торре-дель-Греко недалеко от Неаполя. При этом он не терял связи с Россией. В его творчестве органично сочетались проникновенно-поэтический взгляд на мир, свойственный русскому “пейзажу настроения”, с истинно французской изысканностью пленэрной живописи.
Не получивший систематического художественного образования Похитонов обучался живописи самостоятельно, копируя гравюры старых мастеров, всматриваясь в картины художников-передвижников и французских «барбизонцев». В конечном счете, мастер выработал живописную манеру, позволявшую ему при очень малом размере картин выразить все живописное богатство пейзажа, нюансы природы разных стран, поэзию каждодневной жизни крестьян, обитателей пригородов, ремесленников.
Картина «Ла-Панн. Пляж» была написана Похитоновым в курортном городке Ла Панн, расположенном в провинции Восточная Фландрия в Бельгии, на побережье Северного моря. Художник подолгу здесь жил и работал в 1890-х, в 1906 – 1913 годах, выезжая на свою дачу, а также в 1919 – 1923 годах. Особенностью природы этих мест были заросшие кустарником впадины на берегу моря, заполняющиеся водой во время приливов. Во время отливов открывалась живописная картина песчаного берега с дюнами.
В картине запечатлены нежные переливы перламутровых красок моря и бархатистых песчаных берегов, тончайшие градации бесконечно меняющихся красок неба и цветовая изменчивость моря. Колорит приобретает в пейзаже особую чистоту и прозрачность. Изображенные на картине персонажи: увлеченно беседующая пара и ребенок на первом плане, отдыхающие на берегу жители городка поодаль, органично включены в атмосферу моря, которое словно обволакивает их. Вся сцена воспринимается очень жизненной, непосредственной и поэтичной.
В 1896 году Павел Третьяков приобрел большую “партию” произведений Похитонова. Среди них была и картина «Ла-Панн. Пляж». К концу этого года в собрании Третьяковской галереи было уже 23 произведения мастера. Внимание известного коллекционера окрылило художника широкой публике. С этого времени налаживаются более тесные связи мастера с художественной жизнью России.