Щедрин Сильвестр (1791-1830)
Большая гавань на острове Капри
1827-1828
Размер - 60,8 x 86,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.191
Приобретено П.М. Третьяковым у Д.Е. Бернардаки. 1868
Летом 1827 и 1828 годов Щедрин работал на острове Капри, который восхищал его своей красотой. Он жил в главном городе острова, носящем то же название. Чистый воздух, мягкий климат – все это усиливало желание художника остаться здесь на больший срок. В городе Капри сохранились развалины построенных римским императором Тиберием форума, терм, вилл, подъемных мостов, ворот и т.д. Овеянный легендами остров давал богатую пищу воображению Щедрина. Но не они являлись темами его творчества. В замыслах мастера ведущее значение обрело море.
На полотне изображена бухта с узким пляжем и рядом домов с закругленными крышами. За домами виднеется поросший деревьями склон и отвесные скалистые горы. Бухта замыкается высоким мысом с большим каменным зданием. В пейзаже с наибольшей полнотой выражена гармония, объединяющая природные стихии и человека. Плавные очертания холмов вторят полукружию берега, продолжаются в силуэтах крыш и лодок. Фигурки рыбаков на берегу не нарушают своими занятиями покой, господствующий в природе.
Вид, изображенный на картине, неоднократно варьировался Щедриным. Известен более ранний пейзаж с тем же названием (1827, Третьяковская галерея). В обеих работах, приобретенных П.М. Третьяковым, художник достиг высочайшей степени образного и живописного совершенства. Но хотя картины близки по композиции, между ними имеются и существенные различия. Обобщая свои наблюдения, Щедрин смог преодолеть изобилие деталей и стаффажа, лишив второе произведение (1827–1828) многословности. Интенсивнее зазвучал построенный на гармонии оттенков колорит. Бирюзовый цвет залива нашел отзвук в бледно-голубом куполе неба. Высокий берег слева, выдержанный в коричнево-зеленой тональности, созвучен с темной окраской камней в правой части композиции. Художник по-прежнему не изображает яркое солнце, но все пространство пейзажа излучает свет и словно пронизано морской влагой.
Начиная с 1828 года в созерцательно-ясное мировосприятие Щедрина начинают проникать новые настроения, обнаружилось тревожное состояние его души. В данной картине новые чувства выражены очень тонко, сдержанно и оказывают влияние на эмоциональный строй романтического образа. Это ощущается в мощных набегах волн на берег, в опустившейся на вершину скалы темной туче, предвещающей приближение грозы. На смену говору и суете, царившим в первоначальном варианте, пришла тишина. Тема пейзажа как целостного постижения жизни природы получила здесь более глубокое и полное раскрытие.