Дворец Ширваншахов, построенный на вершине бакинского холма, господствует над городом и виден издалека. Такое же особое положение в обширном творческом наследии Таира Салахова занимают пейзажи родной для него азербайджанской земли, ее древних памятников и уникальной природы. К воплощению дворцового комплекса, который считается архитектурной жемчужиной Азербайджана, художник обращался неоднократно. В собрании Третьяковской галереи также находится выполненный пастелью пейзаж с изображением дворца –
«Старый Баку» (1968).
Дворцовый комплекс правителей Ширвана, одного из крупных средневековых государств Кавказа, состоит из многочисленных построек, которые возводились с XIII по XVI век. При этом дворцовый комплекс, выполненный из обтесанного апшеронского известняка, отличается единством масштаба и цвета, ритма и соразмерности архитектурных форм и производит целостное художественное впечатление.
Эта монолитность и величие древней архитектуры воплощены Таиром Салаховым в картине. Для придания выбранному мотиву выразительности и значительности художник использовал особую стилистику, в которой восточная сдержанность дополняется лаконизмом «сурового стиля», одним из лидеров которого был Таир Салахов. Живописный образ создается противопоставлением простых геометрических форм – кубических архитектурных и округлых растительных. Эти формы выстраивают пространственные планы, придающие изображению глубину. Контрастные тени на архитектурных плоскостях и темные линии контуров древесных крон выявляют конструктивность композиции.
Сдержанность колорита при более внимательном рассмотрении раскрывается гармоничным сочетанием изумрудной зелени с перламутровыми переливами серого цвета – от холодного в изображении неба до теплого в воспроизведении архитектуры. Эта игра тонов передает напоенность бакинского воздуха солнцем и светом.
Хранящаяся в собрании галереи работа «Баку. Дворец Ширваншахов» не только воплощает сдержанную выразительность национальной азербайджанской архитектуры, но и служит ярким примером способности Таира Салахова достигать минимальными средствами богатства изображения, требующего неспешного созерцания.