Салахов Таир (1928-2021)
Волны Каспия
1978
Размер - 50 x 60
Материал - оргалит, холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3030
Дар СХ СССР. 1983
«Волны Каспия», как и другая хранящаяся в собрании Третьяковской галереи работа Таира Салахова «Тихий Каспий. (Скалы)», представляет собой не часто встречающийся в творчестве художника пример классического морского пейзажа – марины, где господствует первозданная, нетронутая человеком природа, где царствуют три ее стихии – воздух, вода и земля.
Таир Салахов родился на берегу Каспийского моря, и оно стало неотъемлемой частью многих картин, и прежде всего тех, что посвящены труженикам Каспия – нефтяникам и рыбакам. Еще будучи студентом, художник провел на нефтяной платформе три месяца и воплотил полученные впечатления в своей дипломной работе – картине «С вахты» (1957, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств). Сверкающий в лучах южного солнца морской простор и пенящиеся волны с тучами брызг играют столь важную роль в создании живописного образа, что Каспий воспринимается одним из главных персонажей картины, наряду с возвращающимися с вахты нефтяниками.
Каспийские волны с белыми пенными гребешками изображены Таиром Салаховым и в натурном этюде «Волны Каспия». Очевидно, что художник в меньшей степени, чем обычно, видоизменяет натуру и уделяет более пристальное внимание конкретному мотиву, стремясь к изображению неисчерпаемости и изменчивости природной среды. Натурный этюд лучше всего передает свежесть и непосредственность живых впечатлений и воплощает особую атмосферу Апшеронского полуострова, где был написан этюд «Волны Каспия». Здесь часто бывают сильные ветры («гилавар» и «хазри»), которые, подтачивая и разрушая камень, придают скалам причудливые формы. Изображенный художником морской мотив полон неутомимого движения, где ветер нагоняет тучи, штормит море, стелет по песку редкую прибрежную растительность.
В работе Таира Салахова «Волны Каспия», хранящейся в собрании Третьяковской галереи наряду с такими известными его полотнами, как «У Каспия» (1966), «Утренний улов» (1984), «Утро на Каспии» (1986), проявляется особое отношение художника к Каспийскому морю, образ которого стал знаковым для мастера и пронизывает все его творчество.