Апшеронский мотив
Патрон шедевра
Салахов Таир (род. 1928)
Апшеронский мотив
1963
Размер - 81 x 101
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-642
Поступило от Союза художников СССР. 1967
Творчество выдающегося мастера, одного из лидеров поколения шестидесятых Таира Салахова неразрывно связано с родным Азербайджаном, где были созданы многие его известные произведения. При всем разнообразии жанров и сюжетных интерпретаций для работ художника характерно соединение восточной эстетики и тех тенденций московской школы живописи, начало которым было положено в конце 1950-х – начале 1960-х годов. В это время Таир Салахов безоговорочно принадлежал к числу молодых советских живописцев, которые стояли у истоков нового художественного направления, позднее названного «суровым стилем». Кардинально отличавшееся от установок, доминирующих в искусстве сталинской эпохи, направление, реалистическое по форме выражения, но суровое по содержанию, было вновь обращено к эксперименту.
Эти отличительные особенности наиболее отчетливо читаются в пейзажах Салахова, мотивом которых послужили виды Апшерона – полуострова на западном побережье Каспийского моря. Среди них созданный в 1963 году «Апшеронский мотив» принадлежит к числу первых живописных пейзажей, в которых прослеживается новый взгляд на этот жанр. Примечательно, что в год создания произведения Салахов получил звание Народного художника Азербайджанской ССР, начал свою преподавательскую деятельность в Баку.
Кажется, что сама аскетичная природа и простота строений Апшерона предназначены для выражения творческих принципов Салахова. Во фрагментарном кадре изображения реальность словно замедлилась, время разворачивается вспять. Непрерывная четкость линий, очерчивающих аппликативные живописные объемы и плоскости, лаконичный, построенный на контрасте колорит произведения глубоко продуманы и осмыслены. Выразительным элементом пейзажа являются темные силуэты ветряков воздуходувной электростанции, один из которых акцентирован коричнево-красным цветом.
В произведении заключена глубокая философия автора, основанная на особом видении современного пейзажа и понимании многовекового культурного наследия азербайджанского народа.