Яркая страница значительного творческого наследия Таира Салахова – пейзажи, среди которых немало тех, что воплотили впечатления художника от многочисленных зарубежных поездок. Глубокий след в памяти живописца оставили воспоминания об Италии, где он бывал неоднократно (1964, 1970, 1986, конец 1990-х) и создал обширную серию пейзажей «По Италии».
Искреннее восхищение многовековой итальянской культурой Таир Салахов стремился воплотить в живописно-пластических композициях, соответствующих значительности и величию исторического облика городов этой страны. Ярким примером может служить хранящаяся в собрании Третьяковской галереи работа «Колизей ночью». В небольшом по формату пейзаже художник воспроизвел грандиозность всемирно известного архитектурного памятника античного мира. Колоссальные размеры Колизея передает такой способ композиционного построения, когда древнему сооружению словно не хватает места внутри картинной плоскости и оно выходит за ее край. Значительность античного амфитеатра подчеркивают и масштабные соотношения, при которых стоящие на его фоне фигурки лошадей выглядят игрушечными. Монументальность живописному образу придает его обобщенность и отсутствие детализации при сохраняющейся узнаваемости исторического облика Колизея.
Изображение строится как театральная декорация – большими пятнами контрастного, напряженного, эмоционально насыщенного цвета. Художник сообщает современному ночному освещению памятника архитектуры красноватый оттенок, и сочетание темно-синего неба с этими красными всполохами, как и столкновение света и тьмы, придают картине романтический оттенок, соединяющий драматизм и таинственность. Отсутствие при этом каких-либо примет современности легко переносит зрителя в Древний Рим. Своеобразное восприятие и трактовка исторической архитектурной среды позволили Таиру Салахову воссоздать атмосферу и дух Античности, воплотить в живописи величие и грандиозность ушедшей цивилизации.