Салахов Таир (1928-2021)
Колизей ночью
1979
Размер - 50,5 x 69,5
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3033
Пост. в 1983; дар СХ СССР
Яркой страницей значительного творческого наследия Таира Салахова являются пейзажи, среди которых немало тех, что воплотили впечатления художника от многочисленных зарубежных поездок. Глубокий след в памяти живописца оставили воспоминания об Италии, где он бывал неоднократно (1964, 1970, 1986, конец 1990-х) и создал обширную серию пейзажей «По Италии».
Искреннее восхищение многовековой итальянской культурой Таир Салахов стремился воплотить в живописно-пластических композициях, соответствующих значительности и величию исторического облика городов Италии. Ярким примером этого может служить хранящаяся в собрании Третьяковской галереи работа «Колизей ночью». В небольшом по формату пейзаже художнику удалось воспроизвести грандиозность всемирно известного архитектурного памятника античного мира. Колоссальные размеры Колизея передает выбранный художником способ композиционного построения, когда древнему сооружению словно не хватает места внутри картинной плоскости, и оно выходит за ее край. Значительность античного амфитеатра подчеркивают и масштабные соотношения, при которых стоящие на его фоне фигурки лошадей выглядят миниатюрно-игрушечными. Монументальность живописному образу придает его обобщенность и отсутствие детализации при сохраняющейся знаковой узнаваемости исторического облика Колизея.
Изображение строится как театральная декорация – большими пятнами контрастного, напряженного, эмоционально насыщенного цвета. Художник сообщает современному ночному освещению памятника архитектуры красноватый оттенок, и сочетание темно-синего неба с этими красными всполохами, как и столкновение света и тьмы, придают изображению романтический оттенок, соединяющий драматизм и таинственность. Отсутствие при этом каких-либо примет современности легко переносит зрителя в Древний Рим, создает эффект присутствия на бое гладиаторов или во время пережитого Колизеем разрушительного пожара и землетрясений.
Своеобразное восприятие и трактовка исторической архитектурной среды позволили Таиру Салахову воссоздать атмосферу и дух Древнего Рима, воплотить в живописи величие и грандиозность ушедшей цивилизации.