Салахов Таир (1928-2021)
Нахичеванские горы
1971
Размер - 95 x 120
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5146
дар СХ СССР. 1983
Нахичевань – удаленная и в основном горная область Азербайджана, отделенная от него территорией Армении и граничащая с Ираном. Разнообразная природа и древнейшая история этой местности не могла не привлечь внимание уроженца Баку Таира Салахова, судьба и творчество которого неразрывно связаны с национальной историей и культурой.
Нахичеванские горы величественны и своеобразны, представляя собой отдельно стоящие вулканические образования. Здесь можно увидеть наскальные рисунки, поселения древних людей, старинные крепости, воздвигнутые на горных вершинах.
Изображая пейзаж древнейшей местности, Таир Салахов проявляет своеобразие восприятия окружающего мира и новизну его образной интерпретации. Используя приемы монументального и даже театрального искусства, художник видоизменяет натуру и создает выразительный живописно-пластический образ Нахичеванских гор, воплощая в живописи дух древней земли. Главное для Таира Салахова – организация пространства картины, выявление и воспроизведение его строгой структурированности. Художник достигает своей цели посредством ритмических чередований света и тени, вертикальных, горизонтальных и диагональных линий и объемов. Цвет также участвует в этих ритмических построениях. Как всегда, у Таира Салахова цвет контрастен, но гармоничен в отношениях и сочетаниях.
Подобная условность форм, композиции, рисунка, цвета не только усиливает выразительность изображения, но и придает ему метафорическую неоднозначность, воскрешая в памяти бытующие в Нахичевани предания о библейском пророке Ное, с именем которого связывают и топоним «Нахчыван». Может быть, поэтому в очертаниях изображенной слева горы видится силуэт перевернутого древнего судна, а стоящая вдали высокая гора, возможно, Иландаг, вершины которой, согласно легенде, коснулся ковчег.
В работе «Нахичеванские горы» древнейшая история получает современное звучание, будучи воплощенной своеобразным пластическим языком Таира Салахова, ключевой фигуры «сурового стиля». Данная работа, как и другие пейзажи Азербайджана, являются неотъемлемой частью его творчества и составляют яркую страницу в собрании Третьяковской галереи.