Нахичеванские горы
Патрон шедевра
Аноним
Салахов Таир (1928-2021)
Нахичеванские горы
1971
Размер - 95 x 120
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5146
дар СХ СССР. 1983
Нахичевань – удаленная и в основном горная область Азербайджана, отделенная от него территорией Армении и граничащая с Ираном. Разнообразная природа и древнейшая история этой местности не могли не привлечь внимание уроженца Баку Таира Салахова, судьба и творчество которого неразрывно связаны с национальной историей и культурой.
Нахичеванские горы величественны и своеобразны, представляя собой отдельно стоящие вулканические образования. Здесь можно увидеть наскальные рисунки, поселения древних людей, старинные крепости, воздвигнутые на горных вершинах.
Изображая пейзаж этой местности, Таир Салахов использует приемы монументального и даже театрального искусства, видоизменяя натуру и создавая выразительный живописно-пластический образ Нахичеванских гор, воплощающий в живописи дух древней земли. Главное для Салахова – организация пространства картины, выявление и воспроизведение его строгой структурированности. Художник достигает своей цели ритмическим чередованием света и тени, вертикальных, горизонтальных и диагональных линий и объемов. Цвет также участвует в этих ритмических построениях. Как всегда у Таира Салахова, цвет контрастен, но гармоничен в отношениях и сочетаниях.
Подобная условность форм, композиции, рисунка, цвета не только усиливает выразительность изображения, но и придает ему метафорическую неоднозначность, воскрешая в памяти бытующие в Нахичевани предания о библейском пророке Ное, с именем которого связывают и топоним «Нахчыван». Может быть, поэтому в очертаниях изображенной слева горы видится силуэт перевернутого древнего судна, а стоящая вдали высокая гора – возможно, Иландаг, вершины которой, согласно легенде, коснулся ковчег.
В работе «Нахичеванские горы» древнейшая история получает современное звучание, будучи воплощенной своеобразным пластическим языком Таира Салахова, ключевой фигуры «сурового стиля». Эта работа, как и другие пейзажи Азербайджана, – неотъемлемая часть его творчества, яркая страница в собрании Третьяковской галереи.