Кисти выдающегося мастера Таира Салахова принадлежит целая серия портретов представителей творческой интеллигенции, современников художника. Работу Салахова в этом жанре отличает особый концептуальный подход, который выходит за рамки индивидуальных характеристик модели в сторону создания образа человека эпохи, личности незаурядной, обладающей внутренней силой и напором.
К числу таких произведений относится и портрет Мстислава Ростроповича (1927-2007), всемирно известного виолончелиста, дирижера и педагога, лауреата государственных премий, а также престижной музыкальной премии Грэмми. С 1974 года вместе с детьми и женой, оперной певицей Галиной Вишневской, Ростропович жил за рубежом. Снова приехать на родину он смог только в начале 1990-х годов после возвращения ему гражданства СССР.
В творчестве Таира Салахова начало работы над этим портретом отмечено рядом натурных зарисовок, сделанных во время концерта Ростроповича 2 мая 1998 года в Баку, где родился выдающийся музыкант. На этом этапе художник стремился зафиксировать характерную манеру Мстислава Ростроповича при исполнении им классических произведений, движения его рук, головы, фигуры в целом. Один из наиболее выразительных моментов выступления лег в основу портрета. Уже в следующем месяце на листе, датированном 17 июня и композиционно наиболее близко приближенном к живописному полотну, сам Ростропович в правом верхнем углу нанес надпись – «Спасибо за талант, мой дорогой друг Таир. Твой Слава», как бы давая одобрение будущему произведению.
Портрет, написанный в 2000 году, несколько отличается от натурных рисунков, что было обусловлено движением к его образному наполнению. Задуманной автором изобразительной системе подчинены все элементы портрета. Сдержанная колористическая структура, повышенно эмоциональная пластика фигуры, освещенной светом софита, динамичный ритм пюпитров на заднем плане объединены единым смысловым аккордом.