Васнецов Виктор (1848-1926)
Купава. Эскиз для постановки сказки А.Н. Островского «Снегурочка» в домашнем театре С.И. Мамонтова
1885
Размер - 22,6 x 13,3
Материал - бумага, наклееная на картон
Техника - акварель, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска
Инвентарный номер - Инв.1062
Приобретено Советом галереи в 1907 у В.В. фон Мекка, Москва
На этом эскизе пригожая Купава показана В.М. Васнецовым во всей красе. Она, как ценилось в народе, высокая, ладная, не то что тоненькая, как стебелек, Снегурочка. Ее полнокровной красоте под стать и яркая одежда, в которой встречаются два насыщенных цвета: синий и красный. Что касается белого цвета, он очень экономно обозначает кружевную отделку подола рубахи, трансформируясь в нежно-розовое в ее сборчатых рукавах. Поверх рубахи и сарафана на Купаве надета душегрея с ярко-красным квадратом на груди. Во всем костюме – это единственная геометрическая деталь, в то время как узор ткани сарафана – стилизованная растительная орнаментика, а круглые розетки его украшения спереди – декоративное производное от цветка.
Нарядные украшения (серьги, ожерелье, височные кольца), равно как и красные башмаки, подсказывают, что девушка была из богатой семьи, где дочку на выданье наряжали с особым старанием. Не обделен вниманием и головной убор. Он нарисован деликатно (более пышно-нарядными смотрятся цветы, украшающие волосы). Еще в XVII столетии австрийский дипломат Иоганн Корб писал: «Девушки ходят с открытой головой, носят только укрепленную надо лбом повязку. Волосы девушек ниспадают до плеч или с гордым изяществом заплетены в косу».
Сегодня, когда сохранилось так мало подлинных старинных народных костюмов, акварели Васнецова – неоценимая помощь историкам. А ведь это всего лишь эскизы к театральным костюмам для постановки весенней сказки «Снегурочка» А.Н. Островского в мамонтовской частной опере в Москве. Собственно, оперой она стала в 1885 году, а до этого, зимой 1881–1882, в Абрамцеве ставилась просто пьеса в костюмах, сшитых Е.Г. Мамонтовой и художницей Е.В. Поленовой по эскизам Васнецова. Позднее он их доработал (а что-то осталось без изменений). В таком виде они открыли «красный свет» для оперы Н.А. Римского-Корсакова в Москве.