«Интерьер» – один из этюдов Репина, связанных с работой над антуражем будущей картины
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея). Одновременно с ним был исполнен и этюд
«Сапожки царевича» (1883, Третьяковская галерея).
Возможно, над этим этюдом, как и над «Сапожками царевича», Репин работал в Доме бояр Романовых – московском музее, где был воссоздан боярский быт XVI–XVII веков. Этюд целиком был написан с натуры. Об этом свидетельствует целостность светотеневого решения: убранство комнаты освещает мягкий дневной свет, падающий из окна. На столе с фигурными ножками, покрытом тканью, можно рассмотреть многочисленную утварь: сундучки, короба, шкатулки, посуду. Деревянной резьбой украшены кресло и угол стены, на которой висит икона, убранная рушником.
Продумывая декорацию, на фоне которой разворачивается кровавая драма, Репин стремился не только создать достоверный образ эпохи, но и акцентировать трагическую атмосферу события. В этюде преобладают алый и багровый цвета. Эта красочная гамма, любимая художником, усиливает в большой картине звучание мотива смерти и темы царской власти. В полутемных покоях красноватые стены и предметы сливаются в единое целое и предстают зловещим кровавым пятном. Опрокинутое кресло, завалившееся на стол, придает динамичность этюду.
В композиции большого полотна Репин изобразил совершенно другой интерьер. Лишь виднеющаяся перевернутая мебель и общее цветовое решение напоминают о первоначальном замысле.
В феврале 1886 года Репин подарил этюд писателю и литературному критику Иерониму Ясинскому, с которым познакомился несколькими месяцами ранее. Художник стал часто бывать у него и впоследствии написал портрет хозяина дома. Позднее Ясинский вспоминал, что Репин нередко дарил их общим знакомым свои этюды.