Наталия Борисовна Нордман-Северова (1863–1914) – вторая жена художника, писательница, общественный деятель. «Начиная с 1900 года Репин пишет в течение 12 лет значительное число портретов своей жены. Не проходило года, чтобы не появилось ее нового портрета, а иногда и двух, не говоря уже о многочисленных портретных рисунках. Ни с кого Репин не писал так много и часто, как с нее», – пишет И. Грабарь.
Исполненный в 1910 году «Портрет Н.Б. Нордман-Северовой» относится к блестящим образцам репинского акварельного портрета. Кажется, в работе аккумулировалось и фантастическое владение художника всеми разнообразными графическими техниками, и опыт живописца. Динамичные «импрессионистические» мазки-штрихи наполняют рисунок энергией. Свет становится сильнее, тени прозрачнее и легче, наблюдается особо бережное отношение художника к белой поверхности листа. Сильный язык линии, сдерживающей контуром мерцание, расползание светотени, передает особую вибрацию формы и будто движение живой плоти.
Чутко реагируя на современные веяния, Репин больше внимания уделяет вопросу не «что», а «как», не сюжету, а художественной форме, расширяя диапазон рисовального мастерства. И все же именно эта манера исполнения становится и характеристикой модели – экстравагантной, всегда деятельной женщины, не случайно Репин изображает ее за письменным столом, в процессе работы. «Ее окружала, за ней неслась везде повышенная жизнь», – писал о ней сам художник.