Малевич Казимир (1879-1935)
«Ну и треск же, ну и гром же...»
1914
Размер - 37,8 x 56
Материал - бумага
Техника - цветная литография
Инвентарный номер - ГР-1444
Дар в 1989 Ларионовой-Томилиной А.К., Париж
Осенью 1914 года Малевич начал сотрудничать с издательством «Сегодняшний лубок», основанным Г.Городецким и выпускавшим военно-патриотические открытки и плакаты. Издательство просуществовало в течение первых трех месяцев войны; помимо Малевича в нем работали Д.Бурлюк, А.Лентулов, И.Машков и В.Чекрыгин; тексты писал В.Маяковский.
Приемы традиционного лубка Малевич соединяет со своей индивидуальной неопримитивистской стилистикой, выработанной несколькими годами раньше, ‒ она очевидна в характерной пластике фигур, в их ракурсах, в некоторых отдельных композиционных мотивах, перенесенных Малевичем в открытки и плакаты из собственных работ 1910–1911 годов.
Поздней осенью 1914 года в Петрограде, а затем и в Москве прошла благотворительная выставка «Война и печать»; лубкам был посвящен отдельный раздел, в котором экспонировалась продукция «Современного лубка», в том числе ‒ работы Малевича. В статье критика Г. Магулы говорилось: «Самая забавная серия издательства «Сегодняшний лубок» и, пожалуй, из всех лубков — самая талантливая по выдумке и смело декоративная в красках, принадлежит кисти московских футуристов. Преувеличения в духе народных сказок и курьезная примитивность рисунка веселят, а подписи совсем хороши».
«Ну и треск же, ну и гром же был от немцев подле Ломжи» ‒ осенью 1914 года для укрепления оборонной линии несколько дивизий было сосредоточено в городе Ломжа.
Сюжет плаката «Подошел колбасник к Лодзи» посвящен Лодзинской операции ‒ одному из самых крупных сражений Первой мировой войны, окончившихся победой русской армии.
Плакат «Вильгельмова карусель» посвящен отступлению немецких войск под Парижем осенью 1914 года.